Финансовый контроль в сфере закупок в г. Комсомольске

Архив новостей

Своевременно проведенные контрольные мероприятия позволяют предотвратить нарушения законодательства, выявить риски нецелевого, незаконного или неэффективного использования финансовых средств.

За соблюдением законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы России в части расходов на проведение закупок следят Росфиннадзор, региональные органы власти и органы местного самоуправления, уполномоченные контролировать данную сферу деятельности в зависимости от уровня, задач и предмета проверки. Они контролируют деятельность заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок.

Вышеуказанные органы проверяют субъекты контроля в отношении:

— нормирования закупок;

— определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта;

— применения заказчиком мер ответственности по факту нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

— своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.

Полный перечень вопросов финансового контроля приведен в части 8 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 11 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ порядок финансового контроля на каждом уровне устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация. Так, в городе Комсомольске порядок контроля утвержден постановлением администрации города от 21.08.2018 № 1876-па.

Непосредственное же осуществление контрольной деятельности возложено на финансовое управление администрации города в лице руководителя управления, его заместителей, начальника отдела финансового контроля и муниципальных служащих отдела. Проводимый им контроль ориентирован в первую очередь на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств.

Финансовое управление посредством плановых и внеплановых проверок будет контролировать деятельность муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и унитарных предприятий, контрактных служб, должностных лиц, ответственных за совершение одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, осуществляющих действия, направленные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд; муниципальных автономных учреждений при планировании и осуществлении ими закупок за счет средств местного бюджета, предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным главой города планом контрольных мероприятий. Внеплановые проверки осуществляются на основании поступившей информации о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и принятых в соответствии с ним нормативных правовых (правовых) актов; в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания. Еще одним основанием для внеплановой проверки является принятие руководителем финансового управления решения о проведении внеплановой выездной проверки.

Кроме того, проверки подразделяются на камеральные и выездные. Камеральная проводится одним муниципальным служащим или проверочной группой финансового управления, а выездная — только проверочной группой.

Запросы о представлении документов и информации, акты проверок, предписания вручаются руководителям или уполномоченным должностным лицам субъектов контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом. Документы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются субъектом контроля в подлинниках, или в виде их копий, заверенных представителем субъекта контроля.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения финансового управления на основании документов и информации, представленных субъектом контроля по запросу управления либо полученных в результате анализа данных единой информационной системы в сфере закупок. Срок ее проведения не может превышать 20 рабочих дней со дня получения от субъекта контроля документов и информации.

Выездная проверка проводится по месту нахождения и месту фактического осуществления деятельности субъекта контроля и не может превышать 30 рабочих дней. В ходе проверки изучается документальная и фактическая деятельность. Это означает, что анализируются финансовые, бухгалтерские, отчетные документы, документы о планировании и осуществлении закупок и иные документы субъекта контроля с учетом устных и письменных объяснений должностных, материально ответственных лиц. Кроме того, проводится осмотр, инвентаризация, наблюдение, пересчет, экспертиза, контрольные замеры и другие действия, связанные с контролем.

В рамках выездной или камеральной проверки может быть проведена встречная проверка, имеющая своей целью установить и (или) подтвердить либо опровергнуть факты нарушений законодательства о контрактной системе.

По результатам выездной или камеральной проверки оформляется акт, к которому прилагаются результаты экспертиз, фото-, видео- и аудиоматериалы, акт встречной проверки (в случае ее проведения), а также иные материалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий. Акт, возражения субъекта контроля (при их наличии) и иные материалы проверки обязательно рассматриваются руководителем финансового управления. После их рассмотрения он принимает одно из решений:

— о выдаче обязательного для исполнения предписания в случаях, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ;

— об отсутствии оснований для выдачи предписания;

— о проведении внеплановой выездной проверки.

По окончании встречной проверки предписания субъекту контроля не выдаются.

При выявлении в результате проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, контрольный орган обязан в соответствии с пунктом 29 статьи 99 Закона № 44-ФЗ передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие его.

Если при проверке будут обнаружены признаки административного правонарушения, финансовое управление в соответствии с частью 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ сообщит об этом в ФАС России или в контрольный орган субъекта РФ. Это связано с тем, что орган местного самоуправления привлечь к административной ответственности не может. ФАС России или в контрольный орган субъекта РФ могут не только вынести предписание об устранении нарушений, но и наложить административный штраф в сфере закупок, а они немалые и могут достигать для должностных лиц 50 000 рублей, а для учреждения — 500 000 рублей. При этом ответственности не удастся избежать, даже если исправить обнаруженное нарушение в ходе проверки.

10.09.2018    Финансовый контроль в сфере закупок в г. Комсомольске