Прокуратура Хабаровского края разъясняет применение статьи 8.1 ФЗ № 294-ФЗ

Архив новостей

В целях снижения административной нагрузки на бизнес, а также минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов государственного контроля (надзора) Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294-ФЗ) внесены изменения, а именно добавлена статья 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)».

Согласно ч. 2 ст. 8.1 ФЗ № 294-ФЗ риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных ФЗ № 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Класс (категория) опасности, в первую очередь, влияет на периодичность проведения плановых проверок.

Например, при осуществлении федерального государственного пожарного надзора проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для категории высокого риска — один раз в 3 года; для категории значительного риска — один раз в 4 года; для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет; для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет; в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Частями 3-4 ст. 8.1 ФЗ № 294-ФЗ закреплено, что отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.

Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (далее – Правила), а также перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (39 видов контроля) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

Среди основных положений Правил следует отметить следующие:

  • объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности;
  • при отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Таким образом, предприниматель вправе ознакомиться с размещенной на официальном сайте информацией о классе (категории) опасности, к которой последний отнесен; в случае, если класс (категория) опасности не присвоен, то предприниматель считается отнесенным к низшему классу, следовательно, проведение плановых проверок в отношении данного лица в соответствии с вышеуказанным законодательством осуществлено быть не может.

Наряду с этим, в п.п. 17-22 Правил закреплен порядок обжалования решения органа о присвоении класса (категории) опасности.

Так, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).

К заявлению должны быть приложены документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления.

 

Евгений Булавин, начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере предпринимательской деятельности прокуратуры Хабаровского края

 

28.01.2019    Прокуратура Хабаровского края разъясняет применение статьи 8.1 ФЗ № 294-ФЗ