В приоритете – контроль за производством и продажей алкоголя

Архив новостей

Одну из ведущих позиций среди отраслей пищевой промышленности в России занимает производство и сбыт алкоголя, принося немалый доход бюджету. С каждым годом все жестче становится контроль за организациями, которые производят и реализуют алкогольную продукцию. Тем не менее, вопрос борьбы с теневым рынком алкогольной продукции не становится менее острым.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2017 году 39% опрошенных заявили, что совсем не пьют. Для сравнения в 2009 году таких было всего 25%. К этому привели: ограничение времени продажи алкоголя, жесткие требования к торговым точкам, где его можно купить и запрет рекламы горячительного в СМИ.

И так, каким же образом осуществляется контроль. Немаловажную роль в этом играет повышение ответственности. За производство и оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии на должностных лиц налагается штраф от 500 тыс. до 1 млн. руб.; на юридических лиц, в размере, не превышающем 1/5 годовой выручки, но не менее 3 млн. руб. Нарушение порядка учета алкоголя в Единой государственной автоматизированной информационной системе влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 150 тыс. до 200 тыс. руб. Невыполнение требований органов, осуществляющих контроль в области производства и оборота алкоголя, для физических лиц предполагает штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для должностных лиц – от 200 тыс. до 300 тыс. руб. Розничная продажа пива и пивных напитков физическим лицом влечет наложение штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией продукции. А продажа крепкого алкоголя физическим лицом без образования юридического лица чревата штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Введена также уголовная ответственность за продажу алкоголя без лицензии.

Самыми частыми правонарушениями являются нарушение сроков представления деклараций и/или искажение данных об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В Хабаровском крае региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края. Это установлено в постановлении Правительства края от 23 августа 2017 г. № 341-пр.

Комитет своим приказом от 31 августа 2017 г. № 1517 утвердил Административный регламент исполнения государственной функции «Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Хабаровского края (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции)».

В рамках своей деятельности комитет потребительского рынка устанавливает соответствие (несоответствие) соискателей лицензии лицензионным требованиям. По результатам он составляет акт проверки. В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензионных требований комитет выдает юридическому лицу предписания об устранении выявленных нарушений. Если будет выявлено, что на оборудовании, предназначенном для изготовления алкогольной продукции, изготавливается непищевая продукция, технологическое оборудование не оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, а также другие основания, определенные в статье 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», то будет приостановлено действие лицензии либо комитет обратится в суд или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявлением об аннулировании лицензии.

Государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции на территории Хабаровского края также возложен на комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства края (постановление Правительства Хабаровского края от 23 августа 2017 г. № 342-пр).

Постановление Правительства РФ от 9 августа 2012 г. № 815 установило Правила предоставления алкогольных деклараций. Юридические лица, осуществляющие продажу крепкого алкоголя, предоставляют декларацию по форме № 11. Организации и индивидуальные предприниматели, торгующие пивом, подают декларацию по форме № 12. При этом, если юридические лица, имеющие лицензию на розничную продажу крепкого алкоголя, торгуют водкой и пивом сразу, то придется отчитываться по двум формам №№ 11 и 12. Также в Правилах для всех форм деклараций установлен единый срок их подачи – ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

За нарушение сроков представления деклараций и/или искажение данных об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что, в случае если декларация была отправлена по телекоммуникационным сетям в надлежащий срок, но из-за каких-либо технических ошибок не прошла форматно-логический контроль и не была принята, административные органы часто выносят постановления о привлечении лица к ответственности на основании нарушения срока представления деклараций. Однако в силу того, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка России не имеет права отказать в принятии поступившей декларации, а днем ее представления считается дата отправки декларации по телекоммуникационным сетям, суды признают постановления этих органов незаконными.

02.10.2017    В приоритете – контроль за производством и продажей алкоголя