Новое в законодательстве о закупках. Вопрос-ответ

Архив статей

Начало (Продолжение в №6 (188) 2018)

Лектор информационного семинара Раиса Михайловна Зилкова, специалист в сфере закупок, координатор программ Учебного и научно-методического центра госзакупок ХГУЭП отвечает на вопросы участников семинара.

Вопрос: автономное  учреждение для проведения закупок применяет Федеральный закон № 223-ФЗ. При проведении закупки услуги по капитальному ремонту за счет субсидий ( кроме всего выделенных краем) каким законом руководствоваться 44-ФЗ или 223-ФЗ? Если 44-ФЗ, то какой способ закупки правильнее выбрать ?

Ответ: согласно п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» данный закон не распространяется на осуществление заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Однако, согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на таких юридических лиц при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения пунктов 1 — 3 части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ.

В свою очередь согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ .

Понятие  капитального ремонта, объектов капитального строительства  содержится   в п. 14.2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ.

 Бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность,   то есть — капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности с последующим увеличением стоимости основных средств, которые находятся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий.  ( Бюджетный Кодекс РФ п. 1 ст. 78.2)

Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, если во время проведения капитального ремонта здания не будет, например, проведена модернизация или дооборудование здания, и капитальный ремонт не приведет к увеличению стоимости основных средств, то заказчик в данном случае должен руководствоваться Законом № 223-ФЗ . Но в случае, если результатом капитального ремонта будет увеличение стоимости основных средств, то заказчик должен при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту руководствоваться Законом № 44-ФЗ .

 

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок путем запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

Какой способ выбрать для определения подрядчика?

Прежде всего необходимо заглянуть в  распоряжение Правительства РФ № 471-р от 21.03.2016  «Перечень товаров работ услуг, которые закупаются на аукционе»

Проводите электронный аукцион, если закупаете товары, работы или услуги из перечней по Распоряжению Правительства или региональных органов исполнительной власти. Ограничений по цене контракта нет.

В настоящее время действует аукционный перечень из распоряжения Правительства РФ от 21 марта 2016 года № 471-р. Обратите внимание!  Распоряжением  Правительства Российской Федерации от 12.02.2018 г. № 213-р в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, внесены изменения, а именно из аукционного перечня исключены: 

услуги по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом;

услуги по междугородным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом по расписанию.

 

Если приняты  региональные   аукционные перечни, то они  действуют, только когда закупаете товары, работы или услуги для нужд субъекта РФ.

Даже если объект закупки входит в перечень Правительства или региональных властей, заказчик вправе провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у едпоставщика. При этом необходимо соблюдать требования, которые перечислены в Законе № 44-ФЗ: для запроса котировок – в части 2 статьи 72, запроса предложений – в части 2 статьи 83, закупки у единственного поставщика – в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Такие правила установлены в части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: какими способами заказчики закупают строительные услуги?

Ответ:

Электронный аукцион

С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень(№ 471-р от 21.03.2016)  . В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

Открытый конкурс

Если ОКПД 2 не входит в аукционный перечень, заказчик может объявить открытый конкурс, но на закупку не выше 50 млн. руб. (муниципальные объекты) и 150 млн. руб. (федеральные)

Конкурс с ограниченным участием

Конкурс с предквалификацией заказчики могут объявить только на сложные и уникальные строительные объекты и ремонт дорог стоимостью больше 50 млн. руб. или 150 млн. руб.

Запрос предложений

Заказчик проводит процедуру в двух случаях:

если конкурс не состоялся,

если он расторг договор с победителем в одностороннем порядке.

Запрос котировок

Если НМЦ не превышает 500 000 рублей

У единственного поставщика

Если НМЦ до 100 000 руб. или до 500 000 руб.

 

Обратите внимание! На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16902)

С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.

Для того чтобы правильно выбрать способ определения подрядчика строительных работ необходимо обратиться к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Классификатор утвердил Росстандарт от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 29.11.2017) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»Этим же приказом Росстандарт с 1 января 2017 года отменил классификаторы ОКП, ОКПД, ОКДП и ОКУН.

Коды ОКПД2 заказчики используют, когда определяют объект закупки. При этом в Законе № 44-ФЗ нет требования указывать ОКПД2 в планах, планах-графиках, извещениях и других документах процедуры. Если укажете неверный код, ограничите конкуренцию или неверно выберете способ закупки. В этом случае предусмотрен штраф. 

Пример: комитет капстроительства региона запланировал снести аварийные здания на территории областного центра. НМЦК – 120 млн руб. В перечень № 471-р входит код 43 по ОКПД2, который включает «Работы по сносу зданий и сооружений». Из перечня исключен только код 43.13 «Работы буровые и разведочно- буровые», но к закупке такие работы отношения не имеют.

Провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у единственного поставщика в данном случае заказчик не вправе, так как нет оснований по 44-ФЗ.( сумма превышает требованию 44-ФЗ).Поэтому контрактный управляющий решил провести электронный аукцион.

 

 

21.05.2018    Новое в законодательстве о закупках. Вопрос-ответ