Административная ответственность продавца за реализацию пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов

Архив статей

Сохранение и укрепление здоровья населения в современном мире выступает важнейшим фактором социально-экономического и культурного развития общества. Гарантии обеспечения охраны здоровья человека закреплены в Конституции Российской Федерации. Соблюдение данных гарантий предопределяет дальнейший характер решений, принимаемых органами государственной власти в форме законов и иных нормативных правовых актов.

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» урегулированы отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), установлены права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регламентировано Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», регулирующим отношения в области организации питания, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека и будущих поколений, предусмотрено, что качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством: применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе осуществления государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий (статья 4).

Согласно пункту 1 статьи 20 этого же закона при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В целях защиты жизни и (или) здоровья человека принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Законодателем в качестве меры по недопущению обращения небезопасной продукции введена административная ответственность, предусмотренная статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов к продукции (часть 1).

Часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В правоприменительной практике актуальным является вопрос о субъекте ответственности за указанное правонарушение. Чтобы установить, кто именно — производитель, исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, продавец несет административную ответственность за нарушение требований в сфере технического регулирования, следует определить, к чьим полномочиям правовой нормой технического регламента или иных обязательных к применению актов в сфере технического регулирования отнесено соблюдение соответствующих требований.

Объектами технического регулирования ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 033/2013 являются пищевая продукция и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Согласно пункту 1 статьи 7 главы 2 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза, в течение установленного срока годности при использовании по назначению должна быть безопасной.

В силу пункта 1 статьи 10 главы 3 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных исполнителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы её производства (изготовления), перевозки и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

В соответствии с пунктом 30 главы 7 ТР ТС 033/2013 молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза, в течение установленного срока годности при использовании по назначению должна быть безопасна.

Интересным представляется дело № А73-4445/2019 Арбитражного суда Хабаровского края, в рамках которого удовлетворено заявление территориального управления Роспотребнадзора о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде взыскания штрафа.

Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции установили, что административным органом в ходе проверочных мероприятий выявлены нарушения предпринимателем требований ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 033/2013, а именно: на момент проверки в торговом зале магазина предложен к реализации продукт питания — сыр «Голландский», полутвердый, изготовитель – ИП Чагаров Леуан Хусеевич; место нахождения и фактический адрес: 369229 Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский р-н, аул Каменномост, ул. Курджиева д. 30, дата изготовления 10.01.2019, который не соответствовал требованиям, установленным к нему настоящими техническими регламентами.

Согласно информации Управления Роспотребнадзора по Карачаево-Черкесской Республике, изложенной в письме от 23.01.2019 № 26 «О фактах оборота фальсифицированной молочной продукции», изготовитель является «предприятием–призраком», по вышеуказанному адресу какие–либо производственные предприятия не обнаружены, фактический адрес производства не установлен.

Проведенными лабораторными исследованиями молочной продукции (сыров) данного изготовителя выявлены несоответствия обязательным требованиям по показателям идентификации (обнаружены фитостерины).

Декларации и сертификаты о соответствии продукции данного изготовителя уполномоченным органом аннулированы.

Информация размещена в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте Роспотребнадзора.

Суды, руководствуясь вышеупомянутыми правовыми нормами, учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, сделали вывод о наличии в действиях предпринимателя события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Проверяя по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований законодательства, объективных причин, препятствовавших соблюдению вышеназванных норм и правил, не выявлено.

Суды указали на невыполнение предпринимателем обязанности по принятию всех необходимых мер для того, чтобы реализуемая им продукция соответствовала техническим регламентам и иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней, ограничившись лишь получением сертификата соответствия.

 Отклоняя довод предпринимателя о том, что надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения является изготовитель, но не продавец, суды указали на наличие у предпринимателя возможности не допустить к реализации продукцию, создающую угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, заключили, что последний не предпринял всех зависящих мер, направленных на соблюдение установленных требований.

Суды пришли к выводу о том, что поскольку предприниматель является продавцом такой продукции, как сыр «Голландский», не соответствующей требованиям технического регламента, именно он в данном случае несет ответственность, предусмотренную статьей 14.43 КоАП.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций и оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

 

 

Елена Филимонова, председатель судебного состава Арбитражного суда Дальневосточного округа

22.01.2021    Административная ответственность продавца за реализацию пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов