Авиапутешествие с комфортом

Архив статей

Летний период – «горячая» пора отпусков, и, выбирая поездку на воздушном судне, меньше всего хочется думать о таких неприятностях, как задержка рейса, потеря багажа или изъятие вещей во время предполетного досмотра.

В условиях роста потребительского спроса некоторые авиакомпании, ориентируясь на достижение коммерческих результатов, наращивают объемы пассажирских перевозок в ущерб качеству предоставляемых услуг.

Надзор за соблюдением прав человека и гражданина на транспорте является безусловным приоритетом в работе Дальневосточной транспортной прокуратуры.

Говоря об авиаперевозках в числе одной из причин массового нарушения прав авиапассажиров можно выделить задержки рейсов. По всем таким случаям проводятся прокурорские проверки.

В истекшем периоде 2019 года транспортными прокурорами вскрыты факты неисполнения авиапредприятиями требований законодательства о защите прав потребителей при оказании услуг перевозки пассажиров, обусловленные техническими неисправностями самолетов и отсутствием резервных воздушных судов, безосновательной отменой вылетов, в отдельных случаях пассажирам не предоставлялись предусмотренные законом услуги.

К примеру, вопреки ст. 106 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), ст. ст. 4, 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – ФАП № 82), перевозчик самовольно, в отсутствие правовых оснований, обусловленных безопасностью полетов и (или) авиационной безопасностью, по причине малой загрузки воздушного судна отменил выполнение рейса.

Руководителю авиапредприятия внесено представление, в отношении виновного лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией).

В феврале 2019 года представители двух авиакомпаний в нарушение ст. 102 ВК РФ, п. 99 ФАП № 82 не обеспечили пассажиров задержанных авиарейсов горячим питанием, не организовали их бесплатную доставку в гостиницу и обратно в аэропорт.

Руководителям предприятий внесены представления, возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (оказание населению услуг с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований).

Приводя примеры выявленных в рассматриваемой сфере нарушений, необходимо напомнить о наиболее часто встречающихся ситуациях, а также общих правилах обслуживания и перевозки авиапассажиров.

В случае задержки рейса перевозчик в соответствии с п. 99 ФАП № 82 обязан бесплатно предоставить пассажиру:

  • пользование комнатой матери и ребенка (при сопровождении ребенка в возрасте до 7 лет);
  • два телефонных звонка либо отправление двух сообщений по электронной почте, если рейс задерживается более чем на два часа;
  • прохладительные напитки при ожидании рейса более двух часов;
  • горячее питание при задержке рейса более чем на четыре часа и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
  • перевозку до гостиницы и обратно в аэропорт;
  • камеру хранения для багажа.

Если вылет рейса планируется без изменений, то первым этапом поездки будет регистрация на рейс, которая заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок, и оформление багажа в аэропорту.

Регистрация производится на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, по которому оформлялся билет.

По окончании выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна.

Необходимо обратить внимание, что с ноября 2017 года приказом Минтранса России от 05.10.2017 № 409 изменен порядок провоза ручной клади.

Документом определен минимальный вес ручной клади не менее 5 кг на одного пассажира, который может быть увеличен перевозчиком самостоятельно.

Уточнен порядок объединения суммы норм бесплатного провоза багажа по просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт назначения (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку). Вес одного места такого багажа не должен превышать тридцати килограммов.

Расширен перечень вещей, допускаемых к перевозке сверх нормы ручной клади на борту воздушного судна.

Без взимания дополнительной платы, как и раньше, пассажиры могут перевозить дамские сумки, мужские портфели, портпледы, верхнюю одежду, детское питание и детские коляски, букет цветов.

К действующему перечню добавлены лекарственные препараты, а также рюкзаки (вес и габариты устанавливаются каждым перевозчиком самостоятельно).

В число вещей, провозимых бесплатно сверх нормы, включены костыли, трости, ходунки, складные кресла-коляски, позволяющие безопасно разместить их на полке над сиденьем либо под сиденьем впереди стоящего кресла. В случае, если эти вещи превышают указанные габариты, они сдаются в зарегистрированный багаж без взимания дополнительной платы.

Телефоны, фотоаппараты, другие электронные устройства, зонты и книги исключены из списка вещей, перевозимых сверх нормы бесплатного провоза багажа.

Свободно и без ограничений по объему можно проносить в пассажирский салон любые жидкости, купленные в аэропортовой зоне дьюти-фри. По правилам они обязательно должны быть упакованы в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, к которому прикреплен чек или иной документ, подтверждающий, что покупка произведена в аэропортовом магазине беспошлинной торговли или на борту самолета в день (дни) поездки.

Обращаю внимание, что потребление (распитие) алкогольной продукции, а также появление в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в общественных местах, являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 20.20, 20.21 КоАП РФ.

В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются сообщения об авиадебоширах. Зачастую эти противоправные действия граждане совершали в состоянии алкогольного опьянения.

В связи с этим напоминаю, что с 4 июня 2018 года авиакомпаниям предоставлено право отказывать в продаже билетов пассажирам, внесенным в «черный список».

Основанием для внесения в него является совершение пассажиром на борту воздушного судна административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ (невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна) или преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 213 (хулиганство), ст. 267.1 (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств) УК РФ.

По истечении года с даты вступления в законную силу постановления / приговора суда или обвинительного апелляционного приговора о признании лица виновным в совершении правонарушения/преступления перевозчик обязан исключить пассажира из реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена.

О внесении в список пассажир уведомляется авиакомпанией в письменной форме, принятое решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одновременно законом предусмотрены исключительные случаи, при которых пассажиры из «черного списка» могут совершить полет.

И, наверное, еще одна ситуация, которая может произойти с пассажиром уже на «финишной прямой» поездки – потеря багажа. 

В данном случае гражданину необходимо обратиться к представителю перевозчика или лицу, им уполномоченному, для оформления необходимых документов, в том числе письменного заявления о неполучении багажа.

Далее в соответствии с п. 154 ФАП № 82 перевозчик обязан обеспечить необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа.

После его нахождения он доставляется по указанному пассажиром адресу без взимания дополнительной платы.

Если багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного его утратой.

В случае несоблюдения перевозчиком ваших прав обжаловать его действия можно руководителю авиакомпании, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в органы прокуратуры Российской Федерации.

В Дальневосточную транспортную прокуратуру Вы вправе обратиться лично либо направить жалобу по почте или посредством интернет-приемной на официальном сайте прокуратуры в сети Интернет.

 

Дмитрий Конош, Исполняющий обязанности Дальневосточного транспортного прокурора

23.07.2019    Авиапутешествие с комфортом