Что такое «конфликт интересов»?

Архив статей

Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда указанным правам и законным интересам.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Основным конфликтогенным признаком выступает наличие или возможность возникновения противоречия между личными интересами государственного (муниципального) служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта.

Потенциальный конфликт интересов может иметь место, например, при выполнении иной оплачиваемой работы.

Если государственный служащий реализует функции государственного органа в части организации и проведения конкурсов на закупку материально-технических средств и одновременно преподает на платных курсах подготовки специалистов коммерческих организаций, обеспечивающих участие их организаций в конкурсах на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, то в этом случае имеет место потенциальный конфликт интересов, для предупреждения которого государственный служащий обязан проинформировать о своей личной заинтересованности представителя нанимателя в письменной форме и прекратить подобную преподавательскую деятельность.

Другим примером может являться проверка, проведенная  прокурором Верхнебуреинского района в администрации  Новоургальского городского поселения, где было установлено, что один из служащих администрации является учредителем ООО «УК  «Ургал», указанные сведения последним не отражены в справке о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера

Наряду с этим, служащий являлся одним из членов конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами. В данном конкурсе участвовало ООО «УК «Ургал», признанное впоследствии победителем.

Прокуратурой района по указанному факту  внесено представление об устранении выявленных нарушений, виновное лицо распоряжением главы поселения  привлечено к ответственности, однако заседание  комиссии  по рассмотрению конфликта интересов не проводилось.

Поскольку была нарушена процедура привлечения служащего к ответственности,  прокуратурой  в суд направлено  исковое заявление о признании распоряжения, одновременно поставлен вопрос о расторжении со служащим трудового договора и увольнении работника в связи с  непринятием  им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, представлением неполных, недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Решением апелляционной инстанции краевого суда  представление прокурора было удовлетворено.

В пункте 2 общих принципов поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, установлено, что государственный служащий при угрозе возникновения конфликта интересов обязан сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Законодательством предусмотрено, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов; самоотвода государственного или муниципального служащего от осуществления действий, которые могут этот конфликт создать.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ дает право представителю нанимателя отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

 

Ольга Ушач,

начальник отдела по надзору за исполнением

законодательства по противодействию коррупции

Прокуратуры Хабаровского края

20.12.2017    Что такое «конфликт интересов»?