Готовимся к закупочной кампании 2017

Архив статей

Для успешного осуществления хозяйственной деятельности в 2017 году организациям, для которых порядок проведения закупок устанавливается Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), начать подготовку к закупочной кампании на 2017 год необходимо уже сегодня. В соответствии с изменениями в законодательстве о контрактной системе в 2017 году заказчику необходимо:

  1. Пройти перерегистрацию (зарегистрироваться) в единой информационной системе (далее – ЕИС)

В соответствии с Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н «Об утверждении порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25.03.2014 №4н» лица, зарегистрированные ранее на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), должны пройти перерегистрацию в порядке, определенном вышеуказанным приказом, в ЕИС до 1 января 2017 года. При этом ранее выданные и действующие сертификаты ключа проверки электронной подписи применяются в ЕИС до даты окончания их действия.

Обращаем ваше внимание, что доступ в ЕИС лицам, не прошедшим в установленный срок перерегистрацию, будет заблокирован с 1 января 2017 года.

Разъяснение отдельных положений порядка перерегистрации в ЕИС, а также контактная информация должностных лиц Казначейства России, к которым следует обращаться при возникновении вопросов по регистрации в ЕИС, содержится в письме Федерального казначейства от 21.07.2016 № 07-04-05/12-529 «О регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок».

  1. Разработать, утвердить и разместить в ЕИС план-график

Особое внимание следует обратить на то, что на 2017 и последующие годы планы-графики должны составляться по новым правилам. Так, к плану-графику на 2017 нужно будет приложить обоснование закупки, содержащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и обоснование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, п. 13 Требований к формированию планов-графиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554). Обоснование закупки составляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

При планировании закупок у единственного поставщика на основании пп. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ потребуется обосновать их годовой объем (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555).

Таким образом, начиная с планов-графиков на 2017 г. обоснование НМЦК необходимо размещать в ЕИС одновременно с планом-графиком.

В случаях, предусмотренных ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе внести изменения в план-график. Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание, что с 01.01.2017 года вступает в силу ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, предусматривающая запрет на осуществление закупок, которые не включены в планы-графики.

По общему правилу утвержденный заказчиком план-график или внесенные в него изменения подлежат размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Также с 01.01.2017 заказчик будет обязан указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

  1. Что следует учесть при проведении закупок

Заказчик самостоятельно выбирает оптимальный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) из установленных Законом № 44-ФЗ.

Наиболее распространенными и часто используемыми заказчиками являются электронный аукцион (ст. 59 Закона № 44-ФЗ), запрос котировок (ст. 72 Закона № 44-ФЗ), закупка у единственного поставщика (ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик обязан проводить электронный аукцион при закупке товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, установленный Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Указанный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Для проведения электронного аукциона заказчик должен разработать и утвердить документацию об электронном аукционе, а также разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона (ст. 63 Закона № 44-ФЗ). При размещении запроса котировок заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении запроса котировок и проект контракта (ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание, что с 01.01.2017 в извещении о закупке необходимо будет указывать идентификационный код закупки, также аналогичная информация должна отражаться заказчиком в реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков (п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Все закупки должны размещаться в сроки, установленные планом-графиком, а размещенные заказчиками извещения об осуществлении закупки должны соответствовать информации, содержащейся в планах-графиках (ч. 12 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

  1. Для государственных и муниципальных унитарных предприятий

С 1 января 2017 года заказчики — унитарные предприятия обязаны проводить закупки по Закону № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с Положением о закупке, утвержденном в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ, в случаях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

В связи с чем унитарным предприятиям необходимо до 1 января 2017 года:

1) зарегистрироваться в ЕИС в порядке, установленном Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н;

2) создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего;

3) разработать и утвердить план закупок в соответствии с утвержденным бюджетом и план-график на 2017 год в соответствии с 44-ФЗ;

4) принять и разместить в ЕИС Положение о закупке до 31.12.2016 года.

  1. Расширение функционала ЕИС

Если до 1 января 2017 г. ЕИС выполняет исключительно технические функции: по формированию, обработке, хранению и предоставлению данных участникам контрактной системы, обеспечению использования электронной подписи для подписания электронных документов, подачи заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа, открытия доступа к таким заявкам, то с  января 2017 года функционал ЕИС будет расширен функциями, обеспечивающими контроль за соответствием (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ):

 а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

б) информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок;

в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта.

Также в 2017 году должна быть реализована возможность подачи заявок на участие в закупках в форме электронного документа через функционал ЕИС, предусмотренная ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ.

  1. Контроль в сфере закупок

Изменения в Законе 44-ФЗ конкретизируют полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов и контролю в сфере осуществления закупок (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Если в отношении периода до 1 января 2017 г. Законом № 44-ФЗ установлено лишь то, что Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий, то с 1 января 2017 г. на законодательном уровне закрепляются конкретные полномочия таких органов в указанной сфере. К ним будет относиться контроль за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащей:

а) соответствие информации в планах-графиках информации, содержащейся в планах закупок;

б) соответствие информации в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках информации, содержащейся в планах-графиках;

в) соответствие информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, содержащейся в документации о закупках;

г) соответствие информации в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) соответствием информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

В заключении краткого обзора действий заказчика по подготовке к закупкам 2017 года еще раз напомним, что для исключения перебоев в деятельности организации контрактной службе (контрактному управляющему) необходимо планировать и проводить закупки на товары (работы, услуги) с учетом сроков подготовки и проведения таких процедур, установленных законодательством.

  1. Мониторинг законодательства о закупках с помощью системы КонсультантПлюс

Справочная правовая система КонсультантПлюс с помощью эффективных инструментов  поиска помогает специалистам по госзакупкам разобраться в тонкостях законодательства о контрактной системе в сфере закупок и постоянно быть в курсе изменений в нем.

В помощь профессиональной деятельности госзакупщика разработан целый комплекс аналитических материалов, которые позволяют всегда быть в курсе последних изменений. Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок, материалы Путеводителя по спорам в сфере закупок (44-ФЗ), а также тематические обзоры «Госзакупки: главные новости» помогут ответить на многие вопросы, возникающие в процессе подготовки и ведения закупочной кампании.

Для заказчиков краевых и муниципальных учреждений важная информация по регулированию закупочных процедур и работе контрактной службы включена в информационный банк «Хабаровский выпуск». Для поиска информации следует воспользоваться полем «Тематика» карточки поиска, выбрав в разделе «Гражданское право» рубрику «Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд (контрактная система в сфере закупок)».

Уважаемые специалисты по госзакупкам! Уверены, что с помощью информационных и функциональных возможностей системы КонсультантПлюс вы сумеете разобраться в законодательных тонкостях контрактной системы в сфере закупок и обеспечите своевременное заключение государственных и муниципальных контрактов на 2017 год.

 

Мария Петрова, юрист РИЦ

Елена Гонина, руководитель отдела координации внешних связей РИЦ

19.09.2016    Готовимся к закупочной кампании 2017