На вопросы отвечает УФАС

Архив статей

На вопросы о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отвечает заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – руководитель отдела контроля закупок Лариса Самар.

 

Вопрос: Заказчиком размещен аукцион в электронной форме. Обоснование НМЦК подготовлено заказчиком на основании коммерческих предложений, полученных от поставщиков (исполнителей). В ходе аукциона была подана только одна заявка. Аукцион признан несостоявшимся. По результатам несостоявшегося аукциона заказчик предложил единственному участнику заключить контракт. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником. В какой форме должно быть сделано участником такое предложение? Вправе ли участник предложить заказчику заключить контракт по цене, указанной в коммерческом предложении участника, которое было использовано заказчиком для обоснования НМЦК, или ниже? Каким образом заказчик оформляет снижение цены контракта?

Ответ: Согласно части 1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 25 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе признание несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с частями 1 – 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе является основанием осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

  Статьей 70 Закона о контрактной системе определен порядок заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона (в том числе несостоявшегося).

  В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. Аналогичные требования предусмотрены частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

При этом часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе указывает на то, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Одним из исключений возможности изменения существенных условий контракта согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе являются случаи снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

Необходимо учитывать, что указанная возможность должна быть предусмотрена контрактом.

При этом, Законом не регламентированы рамки снижения начальной (максимальной) цены контракта, следовательно, по соглашению сторон, цена контракта может быть снижена безгранично. Ключевым моментом изменения цены контракта является именно ее снижение относительно начальной (максимальной) цены, заявленной заказчиком в закупочной документации.

Снижение цены контракта согласовывается сторонами и оформляется дополнительным соглашением к заключенному контракту.

Возможен вариант согласования снижения цены контракта и при его заключении.

Так, статьей 70 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность урегулирования разногласий между сторонами на этапе заключения контракта.

В случае если потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) имеет намерение снизить цену, указанное намерение возможно донести до сведения заказчика путем направления в его адрес протокола разногласий по направленному для подписания контракту, в части условия о цене контракта.

 

Вопрос: Заказчиком проведен запрос котировок. По результатам закупки определен победитель, с которым заключен контракт в январе 2017 года. До настоящего времени сведения о заключенном контракте не внесены в реестр контрактов. Какие последствия могут быть для заказчика? Может ли данная ситуация как-то отразиться на исполнении контракта? Проводятся ли проверки соответствия информации, содержащейся в плане-графике о размещенных закупках, и информации, содержащейся в реестре контрактов?

Ответ: Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет информацию, предусмотренную Законом, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

К указанной информации, в соответствии с частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, относятся сведения о сторонах контракта, существенных условиях контракта, идентификационном коде закупки. Также в реестр направляется копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.

Уполномоченный орган осуществляет проверку данной информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

Негативные последствия невнесения сведений о заключенном контракте в реестр сводятся, в первую очередь, к тому, что контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате. За исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно части 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, непредставление, несвоевременное представление в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Что касается проведения проверок на предмет достоверности информации, содержащейся в плане-графике и реестре контрактов, в силу положений части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, данные полномочия возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.

В частности, указанные органы осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

– в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

– в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

– в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

 

Лариса Самар,

заместитель руководителя УФАС по Хабаровскому краю – руководитель отдела контроля закупок

20.06.2017    На вопросы отвечает УФАС