Нецелевое расходование бюджетных средств. Виды ответственности. Примеры судебной практики

Архив статей

Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)).

Реализация данного принципа осуществляется главными распорядителями, получателями бюджетных средств, которые согласно ст.ст. 158, 161 БК РФ обеспечивают адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Целевое использование бюджетных средств также обязаны обеспечивать бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения.

В соответствии со ст. 306.4 БК РФ направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств, является нецелевым использованием бюджетных средств.

За нарушение требований бюджетного законодательства о целевом использовании бюджетных средств предусмотрена бюджетная, административная и уголовная ответственность.

Согласно ч. 3 ст. 306.4 БК РФ бюджетная ответственность в форме бесспорного взыскания суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращения предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) наступает для соответствующего уровня бюджета в случае нецелевого использования бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение.

Бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, является бюджетной мерой принуждения и применяется в порядке, установленном ст.ст. 306.2, 306.3 БК РФ только в отношении органов государственной власти (местного самоуправления) – получателей межбюджетных трансфертов.

Наряду с применением бюджетных мер принуждения, в зависимости от степени тяжести совершенного нарушения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств наступает в соответствии со ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, когда нецелевое расходование  бюджетных средств осуществлено в крупном и особо крупном размере.

Согласно санкции ст. 15.14 КоАП РФ за направление бюджетных средств и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, для должностных и юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа. По решению суда к должностному лицу вместо административного штрафа может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Суды, рассматривая гражданские, административные дела о нецелевом использовании бюджетных средств, указывают, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.09.2016 № Ф09-8383/16, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 № 18АП-4499/2016).

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Например, денежные средства, выделяемые в виде субсидии, имеют целевое назначение, они должны использоваться исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении. Направление средств субсидии на оплату фактически невыполненных работ не соответствует целям и условиям заключенного администрацией соглашения и является нецелевым использованием бюджетных средств (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 № 17АП-1604/2018-АК).

В п. 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано, что, если судом будет установлено, что исходя из содержания перечней расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи бюджетной классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей бюджетной классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, не может быть применена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств наступает в случаях, установленных ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

К уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств может быть привлечено только  должностное лицо получателя бюджетных средств.

При этом вид и мера уголовной ответственности зависят от тяжести совершенного преступления, наличия (отсутствия) квалифицирующих признаков:  если нецелевое расходование осуществлено в крупном (свыше 1,5 млрд руб.) размере, то согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ должностное лицо подлежит уголовной ответственности в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном (свыше 7,5 млрд руб.) размере либо совершение указанных действий группой лиц по предварительному сговору должностное лицо получателя бюджетных средств подлежит уголовной ответственности в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ).

 

 

Ольга Дмитриева, прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов прокуратуры Хабаровского края

24.03.2020    Нецелевое расходование бюджетных средств. Виды ответственности. Примеры судебной практики