Некоторые особенности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Архив статей

В целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств Законом о контрактной системе предусмотрены требования по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Для реализации этой нормы в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе заказчик может применить  один или нескольких следующих методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 утверждены «Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Рекомендации).

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных чч. 7 — 11 ст. 22 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Также согласно ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Вместе с тем, согласно п. 3.7 Рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»);

разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт);

осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Рекомендациям;

осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится, в том числе информация, содержащаяся в пп. 3.7.4.1 – 3.7.4.8 Рекомендаций.

В соответствии с п. 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций.

При этом, в случае, если на направленные заказчиком запросы пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), он получит менее трех ответа, содержащих ценовые предложения, по нашему мнению, в соответствии с п. 3.7.3 Рекомендаций он может взять дополнительную ценовую информацию из реестра контрактов, заключенных заказчиками, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.

Согласно п. 3.18 Рекомендаций цены прошлых периодов, используемые в расчетах в соответствии с Рекомендациями, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента.

Таким образом, заказчик может обосновать цену контракта на осуществление закупки определенных товаров, работ, услуг, например, на основании ответов на запросы о предоставлении ценовой информации не менее трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций. При этом при приведении к текущему уровню цен на товары, работы, услуги прошлых периодов Вам необходимо применять коэффициент, рассчитанный в соответствии с формулой, указанной в п. 3.18 Рекомендаций.

Кроме того, в случае отсутствия информации в реестре контрактов по закупаемому товару, работе, услуге, можно осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации в соответствии с п. 3.7.4 Рекомендаций с учетом п. 3.18 Рекомендаций, например, провести анализ рынка.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Положения ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе не устанавливают исключений для каких-либо способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), таким образом, обязанность по определению и обоснованию цены контракта путем применения методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, остается у заказчика и при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случаях, предусмотренных пунктами, указанными в ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Следовательно, заказчик должен определять и обосновывать цену контракта во всех случаях заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенных в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, при этом оформлять документальный отчет не требуется.

Елена Степанова

К.э.н., доцент ХГУЭП, УНМЦ закупок

19.04.2016    Некоторые особенности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)