О госрегистрации уставов муниципальных образований

Архив статей

Деятельность по государственной регистрации уставов муниципальных образований является одним из важнейших элементов системы обеспечения единства правового пространства Российской Федерации. Местное самоуправление характеризуется развитием муниципального нормотворчества, важную роль в котором занимает именно устав муниципального образования.

В статье рассматриваются примеры практической деятельности Главного управления в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований, приведения их в соответствие с действующим законодательством, а также типичных нарушений, допускаемых органами местного самоуправления на территории Хабаровского края.

Огромная территория Дальневосточного федерального округа, в котором Хабаровский край занимает 3 место по количеству муниципальных образований после Якутии (445) и Амурской области (286) накладывает определенный отпечаток при осуществлении работы в сфере муниципального нормотворчества.

Сегодня на территории Хабаровского края без учета последних преобразований действуют 233 муниципальных образования, из которых 2 городских округа, 17 районов, 28 городских и 186 сельских поселений.

Необходимость правовой корректировки местного самоуправления, с одной стороны, является усилиями федеральных властей по его реформированию, а с другой стороны, характеризуется нестабильностью (подвижностью) федерального законодательства. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» претерпел уже без малого 130 изменений.

Надеяться на то, что это последние изменения, конечно, не приходится. Поэтому работа по внесению изменений в уставы актуальности не теряет, а, наоборот, в отдельных моментах требует дальнейшего совершенства.

Поэтому Главным управлением ставятся во главу угла оптимистичные цели – максимальное сокращение числа отказов в регистрации и возвратов документов без рассмотрения.

Отрицательные решения, принятые Главным управлением по результатам рассмотрения документов, поступивших от органов местного самоуправления Хабаровского края, можно разделить на две группы:

Во-первых, некачественная подготовка органами местного самоуправления направляемых документов, что влечет за собой возвращение без рассмотрения принятого муниципального акта;

Во-вторых, несоблюдение установленного порядка принятия актов, а также противоречие их действующему законодательству, приводящие к принятию решений об отказе в государственной регистрации.

Динамика возвратных решений находится в постоянном движении, и в зависимости от интенсивности изменений на федеральном уровне может как снижаться, так и повышаться.

Так, к примеру, в 2013 году из 782 муниципальных актов, поступивших на регистрацию, принято 22 решения об отказе в государственной регистрации, оставлено без рассмотрения 60 решений.

В 2014 году из 987 поступивших принято 17 отказных решений, возвращенных – 47 решений. В 2015 году из 1029 поступивших принято 5 отказных решений, возвращенных – 27 решений.

Однако уже в 2016 году из 788 поступивших принято 19 решений об отказе в государственной регистрации, возвращено 60 решений.

Учитывая, что характер таких нарушений имеет правовую основу, главная рекомендация Главного управления – неукоснительное руководство положениями и этапами регистрационной деятельности, прописанными на федеральном уровне.

Четкие требования к пакету необходимых документов закреплены в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ и конкретизированы в ведомственном приказе Минюста России. Так, для государственной регистрации муниципального правового акта представляются:

– устав муниципального образования (муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования), решение представительного органа муниципального образования о принятии устава муниципального образования в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

– протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят устав муниципального образования;

– сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в уставы) и о результатах публичных слушаний по проекту указанных актов (если проведение таких слушаний предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования содержит титульный лист, который включает реквизиты устава муниципального образования и прошивается вместе с его страницами.

Кроме этого, к пакету документов могут прилагаться сопроводительное письмо к представленному на регистрацию уставу муниципального образования; доверенность на имя представителя муниципального образования на получение зарегистрированного устава; пакет документов должен быть представлен на магнитном носителе (дискета, CD-R, флэш-накопитель), сведения на котором должны строго соответствовать данным на бумажном носителе.

Нарушение этих требований вынуждает Главное управление возвращать документы без рассмотрения в 5-дневный срок на дооформление.

Характерными причинами возвратов документов без рассмотрения являются:

– представление документов не в полном объеме, как это предусмотрено статьей 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (отсутствует протокол, сведения об официальном опубликовании проекта, магнитный носитель либо он не исправен);

– представление решения, состоящего более чем из одного листа, в непрошитом виде;

– решения не скреплены печатью представительного органа муниципального образования.

Немаловажным является тот факт, что основная часть замечаний приходится на сельские поселения.

Как было отмечено выше, нарушение порядка принятия муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, а также содержания в муниципальных актах норм, противоречащих действующему законодательству, является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации муниципальных актов. Причем Федеральный закон о местном самоуправлении определил такие основания как исчерпывающие для вынесения отказа в регистрации.

Характерные нарушения установленного порядка принятия муниципальных актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований выразились:

– в несоблюдении 30-дневного срока между датой официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений и датой его принятия (часть 4 статьи 44 Федерального закона о местном самоуправлении);

– в принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без учета мнения населения, например, без проведения публичных слушаний по его проекту (в тех случаях, когда проведение публичных слушаний обязательно!).

При этом, по мнению Главного управления, причинами отказов в государственной регистрации муниципальных актов являются:

– отсутствие, по-прежнему, в большинстве городских и сельских поселений квалифицированных специалистов по правовой работе;

– отсутствие актуальной правовой базы федерального и регионального законодательства;

– в отдельных случаях – разработка муниципальных правовых актов, без учета рекомендаций территориального органа юстиции.

Кроме того, на контроле Главного управления также стоит еще немаловажный вопрос о своевременном направлении информации об официальном опубликовании (обнародовании) устава либо муниципального акта, после процедуры которой они вступают в силу.

Федеральным законом № 97 установлен четкий срок – в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования). Со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования глава муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Главное управление в пределах компетенции принимает исчерпывающие меры для недопущения принятия отрицательных решений.

Специалисты Главного управления нацелены на оказание консультативной и практической помощи в ходе государственной регистрации муниципальных правовых актов всем муниципальным образованиям. В частности, за каждым муниципальным районом и поселениями, входящими в их состав, закреплен персональный куратор, информация о которых представлена на Интернет-сайте Главного управления.

Также в рамках оказания методической помощи Главное управление оперативно разрабатывает рекомендации по вновь принятым федеральным и краевым законам, модельные муниципальные правовые акты, которые рассылаются в адрес глав всех муниципальных образований Хабаровского края, а также размещаются на официальном Интернет-сайте Главного управления по адресу: http://to27.minjust.ru в разделе «Уставы муниципальных образований».

 

Борис Бочков,

начальник отдела управления Минюста России

по Хабаровскому краю и ЕАО

20.03.2017    О госрегистрации уставов муниципальных образований