О государственной регистрации Уставов муниципальных образований

Архив статей

В настоящее время на территории Хабаровского края действуют 232 муниципальных образования, из них 17 районов, 2 городских округа, 22 городских и 191 сельское поселение.

Каждое муниципальное образование Хабаровского края имеет свой Устав, определяющий его статус и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории муниципального образования.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в Устав муниципального образования подлежат государственной регистрации территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации Уставов муниципальных образований.

На территории Хабаровского края государственную регистрацию Уставов муниципальных образований Хабаровского края осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее — Управление).

Решение о государственной регистрации Устава муниципального образования Хабаровского края, муниципальных правовых актов о внесении изменений и (или) дополнений в Уставы муниципальных образований Хабаровского края принимается на основании проверки соответствия Устава Конституции Российской Федерации федеральным законам, Уставу Хабаровского края, законам Хабаровского края, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия Устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Если в результате проверки сделан вывод о противоречии Устава муниципального образования действующему законодательству Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия Устава и (или) о наличии в Уставе коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

Федеральный закон № 97-ФЗ позволяет главе муниципального образования самостоятельно принять решение об отзыве муниципального правового акта до принятия Управлением решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Важно отметить, что правовые акты субъектов Федерации, а также акты органов местного самоуправления не могут противоречить федеральному законодательству. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» претерпел уже без малого 160 изменений, поэтому работа по внесению изменений в Уставы актуальности не теряет. Всего с момента принятия Федерального закона № 97-ФЗ Управлением рассмотрено и зарегистрировано 10 700 изменений, вносимых в Уставы муниципальных образований Хабаровского края.

Важной функцией местного самоуправления является нормотворчество. Однако органы местного самоуправления, как правило, испытывают дефицит специалистов, необходимых для глубокой проработки юридических вопросов. Поэтому официальные акты органов местного самоуправления, прежде всего уставы, часто отличаются низким качеством,
а нередко — и юридической безграмотностью, не соответствуют как федеральному, так и региональному законодательству. В результате муниципальные образования сталкиваются с определенными трудностями при прохождении стадии государственной регистрации Устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования.

По результатам анализа основных показателей отрицательные решения, принятые Управлением по результатам рассмотрения документов, поступивших от органов местного самоуправления Хабаровского края, можно разделить на две группы:

Во-первых, некачественная подготовка органами местного самоуправления направляемых документов, что влечет за собой возвращение без рассмотрения принятого муниципального акта;

Во-вторых, несоблюдение установленного Федеральным законом
о местном самоуправлении порядка принятия таких актов, а также противоречие их действующему законодательству, приводящие к принятию решений об отказе в государственной регистрации.

В 2018 году поступило на регистрацию 1046 муниципальных правовых актов о внесении изменений в Уставы муниципальных образований, из них принято 7 решений об отказе в государственной регистрации, отозвано 307 муниципальных правовых актов.

В 2019 году из 1090 поступивших на регистрацию муниципальных правовых актов принято 7 решений об отказе в государственной регистрации, отозвано 196 муниципальных правовых актов.

Показатель количества принятых решений об отказе в государственной регистрации муниципальных актов остался на уровне 2018 года.

Представленный выше анализ показывает, что Управлением в пределах компетенции принимаются исчерпывающие меры для недопущения принятия отрицательных решений, такие как оказание методической помощи по разработке рекомендаций по вновь принятым федеральным
и краевым законам, подготовка модельных муниципальных правовых актов, которые рассылаются в адрес глав всех муниципальных образований Хабаровского края.

В 2018 году в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления в сфере уставного нормотворчества разработаны методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

 Указанные методические рекомендации, размещены на официальном интернет-сайте Управления (ru27@minjust.ru), а также в рамках Соглашения между Управлением и Правительством Хабаровского края в сфере юстиции направлены в адрес Правительства Хабаровского края для распространения среди муниципальных образований Хабаровского края и в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Хабаровского края» для оказания методической помощи органам местного самоуправления.

Кроме того, специалисты Управления регулярно оказывают консультативную и практическую помощь в ходе государственной регистрации муниципальных правовых актов всем муниципальным образованиям. В частности, за каждым муниципальным районом и поселениями, входящими в их состав, закреплен персональный куратор, информация о которых представлена на Интернет-сайте Управления.

 

 

Роман Зарецкий, Заместитель начальника отдела по вопросам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и ведения регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Хабаровскому краю и ЕАО

25.02.2020    О государственной регистрации Уставов муниципальных образований