О практике применения законодательства о защите прав предпринимателей

Архив статей

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ проверки субъектов предпринимательства делятся на плановые и внеплановые.

Как определено ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Поскольку ежегодный сводный план плановых проверок в масштабах страны готовит Генеральная прокуратура Российской Федерации, самый простой способ выяснить, запланирована ли проверка в отношении вашего бизнеса, – зайти на сайт Генеральной прокуратуры РФ и посмотреть сводный план.

По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Однако здесь, как и во многих других ситуациях с применением данного закона, имеются многочисленные исключения.

Указанная периодичность проверок не применяется для целого перечня видов надзора (контроля).

Так, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

На данный момент перечень включает 9 видов деятельности, для которых установлена иная (в каждом случае – чаще, чем один раз в три года) периодичность плановых проверок.

Кроме того, иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, может быть установлена Правительством РФ. Об этом шла речь в предыдущей части статьи.

Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Таким образом, визит проверяющих не станет внезапным. Вместе с тем, хотелось бы рекомендовать в начале каждого календарного года изучать сводный план проверок и при наличии в плане сведений о плановой проверке принимать меры для подготовки к ней. О некоторых моментах такой подготовки шла речь ранее.

Внеплановые проверки, как следует из названия, планами соответствующих органов контроля (надзора) не предусмотрены.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

– истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

– поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

– мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

– выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

– приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Перечень оснований, как можно видеть, весьма широк. И практика движется по пути его постепенного расширения.

Важно отметить, что анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки, что полностью соответствует требованиям законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Вместе с тем, Федеральным законом № 277-ФЗ от 03.07.2016 внесены дополнения, предусматривающие для должностных лиц органов контроля (надзора) при наличии у них обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязанность (выделено автором – прим. ред.) принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Данная норма в случае ее излишне широкого толкования на практике может привести к тому, что в каждом случае отсутствия сведений об авторе обращения соответствующие должностные лица будут устанавливать авторов обращений и инициировать проведение внеплановых проверок.

Нельзя не отметить еще одну форму контроля деятельности субъектов предпринимательства со стороны государственных и муниципальных органов, введенную все тем же Федеральным законом № 277-ФЗ от 03.07.2016.

Это предусмотренные статьей 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся:

– плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;

– административные обследования объектов земельных отношений;

– исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством РФ;

– измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством РФ;

– наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;

– наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в Интернете и СМИ;

– наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

– и другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Вопрос о том, являются ли подобные мероприятия проверкой в рамках Федерального закона № 294-ФЗ или нет, возник одновременно с введением его в действие.

В практике автора встречались случаи, когда под видом осмотров отдельными контролирующими органами проводились масштабные мероприятия, представлявшие собой по существу внеплановые проверки субъектов предпринимательской деятельности в отсутствие законных к тому оснований.

В 2016 году данный вопрос нашел свое разрешение в виде дополнения Федерального закона № 294-ФЗ указанной нормой. Законодателем легализован широкий пласт мероприятий, которые отныне могут проводиться органами контроля (надзора) в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ без соблюдения требований как к плановым, так и к внеплановым проверкам.

При этом особо отмечается, что в случае выявления при проведении таких мероприятий по контролю нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 

(Начало в №1,2 · 2018. Продолжение в следующем номере)

 

Александр Данилевский,

адвокат

22.03.2018    О практике применения законодательства о защите прав предпринимателей