О практике применения законодательства о защите прав предпринимателей

Архив статей

В последнее время вопросам защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации уделяется особое внимание, вплоть до создания института уполномоченных по защите прав предпринимателей при Президенте РФ и в субъектах РФ.

Безусловно, защита прав предпринимателей – это обширный комплекс самых различных вопросов, совершенно не ограничивающихся правовой сферой. Но сегодня хотелось бы акцентировать внимание на таком вопросе, как защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Административное давление на бизнес – одна из наиболее острых проблем в настоящее время, и снижение такого давления, как неоднократно подчеркивалось, является первоочередной задачей органов власти. В свою очередь, в данной общей проблеме следует выделить, если можно так выразиться, такую более частную проблему, как осуществление контроля со стороны уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления за деятельностью предпринимателей.

Такой контроль, безусловно, необходим. Другое дело, что осуществляться он должен так, чтобы не парализовать деятельность субъектов предпринимательства и максимально согласовать, насколько это возможно, интересы государства и бизнес-сообщества.

На решение этой проблемы и направлен Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), основные положения которого вступили в силу с 1 мая 2009 года.

Нельзя не отметить, что это не первый подобный закон в современной России. Одновременно с вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ утратил свое действие Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», которым ранее регулировались данные правоотношения. Однако именно с принятием ныне действующего Федерального закона № 294-ФЗ защита прав субъектов предпринимательской деятельности вышла на качественно новый уровень.

За годы действия Федерального закона № 294-ФЗ накоплена обширная правоприменительная практика, которая в значительной степени повлияла на корректировку его положений. Всего дополнения и изменения вносились в Федеральный закон № 294-ФЗ более полусотни раз. Вместе с тем, не все вопросы получили свое законодательное регулирование.

 

Анализ общих положений

 

Как определено статьей 1 Федерального закона № 294-ФЗ, он регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Федеральным законом № 294-ФЗ устанавливаются:

– порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

– порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

– права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

– права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Казалось бы, вот оно, исчерпывающее правовое регулирование всех аспектов взаимодействия предпринимателей с органами контроля (надзора). Однако далее Федеральный закон № 294-ФЗ содержит обширный перечень исключений из общего правила.

Так, фактически из сферы деятельности рассматриваемого законодательства исключено более чем 30 направлений осуществления государственного контроля (надзора), в отношении которых не применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок.

Некоторые из таких исключений не вызывают вопросов – контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и некоторые другие.

Вместе с тем, представляется не совсем оправданным как обширность перечня исключений в целом, так и включение в него отдельных видов контроля (надзора). Пожалуй, наиболее неоднозначным с точки зрения практики является неприменение положений данного Федерального закона к организации и проведению проверок при осуществлении налогового контроля.

Также следует отметить тенденцию увеличения числа видов государственного контроля (надзора), которые законодатель считает необходимым вывести из сферы действия Федерального закона № 294-ФЗ. Всего с 2009 года в перечень исключений добавлено порядка 10 позиций.

Еще в отношении почти 40 видов государственного контроля (надзора) в Федеральном законе № 294-ФЗ сделана оговорка о том, что при их осуществлении особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Таким образом, положения Федерального закона № 294-ФЗ в самой основной их части могут быть просто нивелированы иными специальными законами. И, осуществляя свою деятельность, например, в сфере рекламы, строительства и многих других, нельзя забывать о том, что все те гарантии прав предпринимателей, которые будут рассмотрены далее, зачастую не распространяются на те или иные виды деятельности либо распространяются с существенными изъятиями и особенностями. Соответственно, на них невозможно будет ссылаться в спорах с органами контроля (надзора).

Так, Арбитражный суд Хабаровского края, отказывая ОАО «N» в удовлетворении требования об оспаривании постановления о назначении административного наказания, отметил, среди прочих оснований для отказа, тот факт, что проверка проведена органами прокуратуры, а при осуществлении прокурорского надзора положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются.

 

(Продолжение в №2 · 2018)

 

Александр Данилевский,

адвокат

23.01.2018    О практике применения законодательства о защите прав предпринимателей