О вступлении в силу требований об обязательном маркировании средствами идентификации обувных товаров и табачной продукции

Архив статей

С 1 июля 2020 года на территории Российской Федерации введена обязательная маркировка табачной продукции (сигарет, папирос) и обувных товаров средствами идентификации.

Требования к обязательной маркировке вышеназванных групп товаров установлены Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 года № 860, и Правилами маркировки табачной продукции средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 224.

Почему же введение подобных нововведений, казалось, только усложняющих жизнь продавцам, стало необходимостью?

Распространение некачественной и контрафактной продукции – серьезная проблема как для потребителей, так и производителей. Это не только влечет финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный, а в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю. Анализ Минпромторга подтверждает, что с 2018 года на российском рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафактной продукции. Отследить ее перемещение и реализацию без особой системы было затруднительно.

Отныне бороться с проблемой контрафакта, регулировать продажи, следить за качеством и помочь российскому рынку стать прозрачным призвана система «Честный ЗНАК».

Теперь проверить легальность товара сможет любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение «Честный ЗНАК». В приложении будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара.

На данный момент приложение доступно для скачивания и установки на мобильные устройства операционных систем IOS и Android для потребителей.

 

Что представляет собой эта маркировка?

DataMatrix — двумерный матричный штрих-код, представляющий собой черно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости, обычно в форме квадрата, размещенные в прямоугольной или квадратной группе.

Символы предназначены для считывания и могут быть как напечатаны темным на светлом фоне, так и светлым на темном фоне.

 

Правила нанесения средств идентификации на продукцию

Нанесение средств идентификации на потребительскую и групповую упаковки в случае производства табачной продукции на территории Российской Федерации осуществляется в местах производства или хранения табачной продукции, а в случае ввоза табачной продукции на территорию Российской Федерации — до фактического пересечения государственной границы Российской Федерации.

Средство идентификации наносится на потребительскую упаковку методом, не допускающим отделения средства идентификации от потребительской упаковки.

Средство идентификации, наносимое на потребительскую упаковку, не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией. При этом средство идентификации должно быть расположено таким образом, чтобы не нарушалась целостность информации, нанесенной на потребительскую упаковку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Средство идентификации обувных товаров предоставляется в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix, который наносится на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров.

Подробная инструкция о порядке ввода в оборот, вывода из оборота и домаркировки остатков обувных товаров размещена на официальном сайте «Честный ЗНАК».

Маркировка товаров и регистрация в системе будет постепенной. По планам, к 2024 году обязательной маркировке будут подлежать все группы товаров: от продуктов питания и товаров первой необходимости до табачных изделий.

Осуществление контроля за оборотом товаров, маркированных средствами идентификации, возложено на федеральные органы исполнительной власти в пределах их полномочий.

Роспотребнадзор, в рамках компетенции, вправе осуществлять контроль за соблюдением требований к обороту товаров, подлежащих обязательному  маркированию средствами идентификации, как при проведении плановых и внеплановых проверок, так и контрольной закупки или административного расследования.

Предметом оценки в рамках производства по таким делам об административных правонарушениях является статья 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство немаркированной продукции грозит штрафом от 5 до 10 тысяч рублей (для частного предпринимателя). Для юридического лица эти суммы выше — от 50 до 300 тысяч рублей. Также все немаркированные изделия будут конфискованы.

Административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 млн рублей. Согласно ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 тысяч рублей.

 

 

Ольга Рыбникова, начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю

20.08.2020    О вступлении в силу требований об обязательном маркировании средствами идентификации обувных товаров и табачной продукции