О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Архив статей

С 2008 года на органы прокуратуры действующим законодательством возложены дополнительные функции по обеспечению защиты прав предпринимателей в части ежегодного формирования сводного плана проверок субъектов предпринимательства, планируемых органами контроля.

В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) проверок, а также их результатов создан Единый реестр проверок, который начал свою работу с 2015 года.

С 1 января 2016 года вступил в силу один из самых долгожданных и обсуждаемых законов для представителей малого бизнеса – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внесены изменения о непроведении с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.

При этом мораторий на госконтроль не распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере.

Таким образом, если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановые проверки в рамках государственного и муниципального контроля не проводятся. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей.

За счет последовательной реализации государственной политики, принципиальной позиции прокуратуры по снижению давления на бизнес число предложений о проверках хозяйствующих субъектов ежегодно снижается.

Только в управление Генеральной прокуратуры РФ в ДФО (далее – Управление) в 2015 году поступившее количество проверок, запланированных на 2016 год органами контроля, уменьшилось более чем на три тысячи. А при формировании Управлением плана на 2017 год представители бизнеса были избавлены еще от 1300 визитов проверяющих.

Несмотря на сокращение проверок бизнеса, предприниматели все еще испытывают значительную нагрузку со стороны проверяющих. В связи с чем пристальное внимание органов прокуратуры уделяется деятельности контролирующих органов при проведении ими проверок хозяйствующих субъектов в связи с изменениями действующего законодательства в целях соблюдения гарантий для малого бизнеса.

Органами государственного надзора при проверках организаций допускается значительное количество нарушений в связи с несоблюдением порядка проведения контрольных мероприятий, оформлением результатов и планированием такой деятельности, а также осуществление внеплановых проверок хозяйствующих субъектов в отсутствие оснований к ее проведению и соответствующего распоряжения.

Например, по результатам рассмотрения постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, вынесенных заместителем Генерального прокурора РФ Гулягиным Ю.А. в отношении двух государственных инспекторов РФ в области охраны окружающей среды во внутренних морских водах Тихоокеанского морского управления, за осуществление в апреле 2016 года внеплановой выездной проверки исполнения ООО «ДальТранс» требований природоохранного законодательства в отсутствие законных оснований, а также без согласования ее проведения с органами прокуратуры, мировой судья привлек виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

По постановлениям заместителя Генерального прокурора РФ Гулягина Ю.А. за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении внеплановой выездной проверки ООО «Апельсин» и ООО «ДАВ-ДИСКОНТ» без распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора) два виновных должностных лица Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу привлечены мировым судьей к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ в виде штрафов.

Еще одним приоритетным направлением российского государства в настоящее время является развитие Дальнего Востока. Для решения поставленной задачи в законодательстве предусмотрены различные механизмы, в том числе создание в Дальневосточном регионе территорий опережающего социально-экономического развития и принятие Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», которым предусмотрен особый порядок проведения проверок в отношении резидентов ТОСЭР.

В силу данного закона плановые проверки по отдельным видам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проводятся органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в виде совместных проверок. Виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, при осуществлении которых плановые проверки проводятся в виде совместных проверок, и порядок проведения таких проверок устанавливаются Правительством РФ. Ежегодные планы проведения плановых проверок подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом – Министерством РФ по развитию Дальнего Востока.

Срок проведения плановой проверки составляет не более 15 рабочих дней с даты начала ее проведения. В отношении одного резидента ТОСЭР, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 40 часов для малого предприятия и 10 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях срок проведения проверки продлевается, но не более чем на 10 рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на 10 часов в отношении микропредприятий.

Внеплановые проверки резидентов ТОСЭР проводятся по согласованию с уполномоченным федеральным органом в установленном им порядке. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней.

Вместе с тем, контрольно-надзорными органами в округе не всегда соблюдаются вышеуказанные требования закона, предусматривающие согласование с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока ежегодных планов проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов – резидентов ТОСЭР.

К примеру, в Хабаровском крае Государственной инспекцией труда допущены нарушения, выразившиеся в организации и проведении в отношении резидента ТОСЭР «Хабаровск» внеплановой проверки без согласования с указанным министерством. По данному факту, а также за ненадлежащее определение сроков проверки в отношении резидента ТОСЭР «Комсомольск» ООО Торговый дом «Юкон» руководителю Государственной инспекции труда по Хабаровскому краю в мае 2017 года внесено представление, которое удовлетворено, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В Приморском крае территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в апреле 2017 года проведена внеплановая проверка резидента ТОСЭР «Большой Камень» ООО «Мерси трейд» без согласования с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока. По представлению прокурора края за совершение данного нарушения 5 должностных лиц управления Роспотребнадзора по Приморскому краю привлечены к дисциплинарной ответственности.

Аналогичные нарушения специальных требований к проведению таких проверок допускались органами государственного контроля в Камчатском крае, Амурской и Сахалинской областях.

Таким образом, в целях снижения избыточных и незаконных визитов контрольных органов к субъектам малого предпринимательства и указанным выше резидентам проверяемым лицам необходимо незамедлительно информировать органы прокуратуры о незаконных действиях контрольно-надзорных органов по осуществлению ими неправомерных проверочных мероприятий.

 

Марина Третьяк,

прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры РФ

в Дальневосточном федеральном округе

23.01.2018    О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей