Об изменениях в законодательстве Российской Федерации и законодательстве о техническом регулировании в отношении пищевой продукции

Архив статей

О маркировке табачной продукции

В России набирает оборот ввод обязательной маркировки товаров, продиктованный необходимостью обеспечения прослеживаемости движения товаров. Цель — борьба с контрабандой и подделками, сокращение теневого оборота товаров, защита легального бизнеса и прав потребителей. Подключение к системе «Маркировка» не оставляет шансов на выживание компаниям, которые занимаются продажей продукции кустарного производства, потому что позволяет отслеживать весь жизненный цикл товаров.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Маркировка коснется одежды, обуви, лекарств, табачной продукции, детских и парфюмерных товаров.

Проект по маркировке табачной продукции начался в 2017 году, когда было издано постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции». С января 2018 до марта 2019 система работала в режиме эксперимента, и подключиться к ней можно было добровольно.

С марта 2019 года начался переход на новые правила оборота сигарет и папирос. Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.02.2019 № 224, которым утверждены Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации. Регистрация в т.н. информационной системе мониторинга стала обязательной для всех участников оборота. Регистрироваться должны все, даже самая маленькая розница. Этот период продлился до 1 июля 2019 года.

С 1 июля 2019 маркировка табака стала обязательной для производителей: отныне они обязаны наносить коды на каждую пачку сигарет или папирос. Выпуск, а точнее ввод в оборот немаркированных сигарет и папирос должен прекратиться, при этом остатки еще можно будет продавать.

К 1 июля 2020 года розница обязана будет распродать все немаркированные остатки сигарет и папирос. С этого момента оборот данных табачных изделий без маркировки будет окончательно прекращен.

Оборот прочих видов табачной продукции без маркировки (например, нюхательного табака) допускается до 1 июля 2021 года.

Система маркировки табака охватывает все этапы оборота табачных изделий. На каждом этапе код проверяется, а после продажи или списания выводится из употребления. Таким образом, из оборота полностью исключается любой незаконно произведенный или ввезенный товар: поддельная пачка просто не может попасть в цепочку. Реализация, хранение, перевозка табачной продукции без маркировки должна стать невозможна.

Оператор проекта маркировки — Центр развития перспективных технологий создал и тестировал информационную систему мониторинга оборота табачной продукции (т.н. ИС МОТП), в которой отслеживается полный путь маркированных упаковок — от производителя к потребителю. Именно указанный центр выдает для каждой единицы табачной продукции Средство идентификации — уникальный код маркировки — цифровой код DataMatrix, который размещается на каждой единице товара. По нему и отслеживается движение товара к конечному потребителю. Такой код невозможно подделать или повторно использовать, т.е. система маркировки табачной продукции работает аналогично системе маркировки товаров из натурального меха.

За оборот немаркированных табачных изделий предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях в виде штрафа:

  • на граждан — в размере от 4000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что назначение административного наказания в виде штрафа сопровождается конфискацией предметов административного правонарушения.

 

О рекомендациях к размещению (выкладке) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в местах продажи

С 1 июля 2019 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 50, в соответствии с которым Правила продажи отдельных видов товаров дополняются новым пунктом 33.1, устанавливающим обязанность к размещению в торговом зале или ином месте молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, а также сопровождению их информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира».

В этой связи 18 июня 2019 года Роспотребнадзором и Минпромторгом России издан совместный приказ «Об утверждении методических рекомендаций о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира».

Несмотря на то, что Методические рекомендации не содержат обязательных требований, и организации торговли вправе самостоятельно определять, как визуально отделить такую продукцию, рекомендованные способы выкладки продукции (с применением разделителей, с дополнительным оформлением товарных полок, в отдельных низкотемпературных холодильниках) и ее информационного сопровождения (с дополнительным цветовым оформлением ценников, надписями на «ценникодержателях» или «стопперах» и др.) позволят обеспечить право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах, которое защищено положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей».

Напомним также, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являясь органом, уполномоченным контролировать выполнение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (далее – ТР ТС 033/2013), ранее уже информировала об изменившихся с 15 июля 2018 года требованиях к маркировке молочной продукции, в том числе об обязательном указании в наименовании продукции, изготовленной с использованием заменителей молочного жира, слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира».

 

Об изменениях в Техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции»(ТР ЕАЭС 040/2016)

Регламент, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории ЕАЭС, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции, вступил в действие 1 сентября 2017 г.

А вот 1 сентября 2019 года завершается переходный период, после которого при производстве мороженой пищевой рыбной продукции из рыбы масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 5% от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из разделанных или очищенных ракообразных и продуктов их переработки масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 7% от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из неразделанных ракообразных масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 14% от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из прочей пищевой рыбной продукции масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 8% от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

А на маркировке упакованной пищевой рыбной продукции должны быть указаны сведения о сроке годности пищевой рыбной продукции (кроме живой рыбы и живых водных беспозвоночных) и массе нетто (для мороженой глазированной пищевой рыбной продукции – масса нетто мороженой пищевой рыбной продукции без глазури).

 

Светлана Лосева, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю

20.08.2019    Об изменениях в законодательстве Российской Федерации и законодательстве о техническом регулировании в отношении пищевой продукции