Отдельные изменения в законодательстве о выборах

Архив статей

Федеральным законом от 09.03.2016 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в отдельные законодательные акты о выборах и референдумах, в том числе в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно внесенным изменениям в схеме многомандатных избирательных округов должно быть обозначено количество мандатов, замещаемых в округе.

В полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации включено рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий внутригородских районов в городских округах с внутригородским делением.

Конкретизированы расходы, которые могут компенсироваться за счет бюджетных средств членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссиях не на постоянной основе. К ним отнесены расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства в случае направления члена комиссии для исполнения своих полномочий за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия.

Уточнены положения, касающиеся участия представителей средств массовой информации (далее – СМИ) в информационном освещении выборов и референдумов. Теперь представителям СМИ для освещения выборов необходимо пройти процедуру аккредитации в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, либо по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию редакциями СМИ должны быть поданы не позднее, чем за три дня до дня голосования. При этом на заседаниях избирательной комиссии при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители СМИ, работающие в редакциях СМИ на основании трудового или возмездного гражданско-правового договора, заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Изменения затронули также сферу административного законодательства. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новой нормой (статьей 5.69). В случае вмешательства в осуществление избирательной комиссией полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создания помех участию избирателей в голосовании на граждан может быть наложен административный штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

Порядок использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах при проведении выборов

Федеральным законом от 05.04.2016 № 92-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 62 и 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» уточнен порядок использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах при проведении выборов.

Так, использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

Использование в агитационных материалах высказываний физических лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право проводить предвыборную агитацию, о кандидате, об избирательном объединении допускается только с их письменного согласия.

Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами печатных агитационных материалов или их копиями, экземплярами аудиовизуальных агитационных материалов, фотографиями или экземплярами иных агитационных материалов.

В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.

Представление указанного документа не требуется в случаях:

использования избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;

использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.

При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Получение согласия на использование соответствующих изображений при этом не требуется.

О некоторых вопросах участия наблюдателей в избирательном процессе

Пункт 42 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) определяет наблюдателя как гражданина Российской Федерации, уполномоченного осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Как следует из ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ, участие наблюдателей в избирательном процессе направлено на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума (далее – комиссии).

Федеральным законом от 15.02.2016 № 29-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 67-ФЗ и ст. 33 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», касающиеся деятельности наблюдателей.

В частности, закреплено, что наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с п. 7 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ.

Ограничено число наблюдателей (не более двух), которое вправе назначить в каждую комиссию политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума. При этом одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.

Введено предварительное уведомление комиссий о назначении наблюдателей, а именно: политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее, чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума – в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

Выдаваемое наблюдателю направление, в котором удостоверены его полномочия, представляется в комиссию в день, предшествующий дню голосования, или непосредственно в день голосования. В участковую комиссию такое направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке назначенных наблюдателей.

Наблюдатели имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, а также производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

В случае нарушения наблюдателями законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах они удаляются из помещения для голосования, если факт такого нарушения установлен в судебном порядке.

Указанные выше изменения распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных после 15.02.2016.

 

Екатерина Любонька,

прокурор отдела по надзору за законностью

правовых актов прокуратуры Хабаровского края

19.08.2016    Отдельные изменения в законодательстве о выборах