Порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам

Архив статей

Предоставление субсидий юридическим лицам является одной из форм государственной поддержки, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности. Правоотношения по предоставлению данных субсидий характеризуются определенной специфичностью, которая направлена в первую очередь на обеспечение целевого характера использования этих средств.

Правовое регулирование рассматриваемых правоотношений осуществляется в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), определяющей общие «каноны» предоставления данных бюджетных ассигнований, в том числе лиц, которые могут являться получателями субсидий, случаи и порядок предоставления субсидий, включая основные требования к нормативным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления субсидий. С учетом внесенных в 2016 году в БК РФ изменений, в сентябре 2016 года Правительством РФ утверждены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, которым должны соответствовать все акты, регулирующие данные правоотношения (далее – Общие требования).

Отмечая особый субъектный состав получателей субсидий, законодатель указывает, что последними являются исключительно юридические лица (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальные предприниматели, а также физические лица — производители товаров, работ, услуг (далее – получатели субсидий). Таким образом, получатель субсидии в целях ее получения должен осуществлять деятельность, связанную с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом конкретные случаи предоставления субсидий определяются в законе (решении) о бюджете. Так, например, бюджетом Хабаровского края на 2017 год установлено 20 случаев предоставления различных субсидий, порядок предоставления которых определяется постановлениями Правительства края.

Одновременно БК РФ устанавливает, что субсидия не подлежит предоставлению организациям в связи с производством подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда.

Статьей 78 БК РФ определены две общих цели предоставления субсидий: возмещение недополученных доходов (т.е. возмещение уже понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг) и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (т.е. предоставление субсидии непосредственно на цели производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг).

Как указано выше, бюджетным законодательством установлены единые требования к нормативным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления субсидий юридическим лицам. Данные акты обязательно должны определять:

  • категории и (или) критерии отбора получателей субсидий;
  • цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  • порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
  • порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
  • положение об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Кроме того, указанные нормативные правовые акты должны отвечать Общим требованиям, установленным Правительством РФ.

Как правило, предоставление субсидий осуществляется на основании договоров (соглашений) об их предоставлении, заключаемых между органом власти, предоставляющим данную субсидию, а также ее получателем.

С учетом складывающейся унификации бюджетного законодательства, в настоящее время финансовыми органами в соответствии с требованиями бюджетного законодательства утверждены типовые формы соглашений о предоставлении субсидий из средств бюджетов бюджетной системы РФ. Например, для предоставления субсидий из бюджета Хабаровского края такие формы утверждены приказом министерства финансов края от 17.01.2017 № 11П.

Отмечая важность предоставления субсидий, законодатель устанавливает и различные виды ответственности за нарушения при их предоставлении и использовании.

Так, к получателю субсидии могут быть применены меры финансовой (взыскание нерезультативно использованной субсидии, взыскание средств субсидий, использованных с нарушением установленных целей и условий предоставления) и административной ответственности (ст. 15.14 – нецелевое использование бюджетных средств, ч. 2 ст. 15.15.5 – нарушение условий предоставления субсидий Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Кроме того, к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий также может быть привлечен орган или должностное лицо органа, предоставившего субсидии с нарушением установленных условий ее предоставления.

 

Илья Блудов,

старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов

за законностью правовых актов прокуратуры Хабаровского края

20.07.2017    Порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам