Порядок уплаты организациями транспортного, земельного налога, налога на имущество

Архив статей

Положения Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» направлены на совершенствование правил налогообложения имущества, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс).

При применении Закона ФНС России направлены следующие разъяснения (рекомендации) по вопросам налогообложения имущества*.

1) Транспортный налог

1.1) Со дня официального опубликования Закона в ст. 358 Кодекса внесены изменения, уточняющие основания освобождения от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с их угоном (кражей).

Начиная с налогового периода 2018 года пп. 7 п. 2 ст. 358 Кодекса применяется в следующей редакции: не являются объектом налогообложения «транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса».

Таким образом, в связи с действием Закона окончание розыска транспортного средства, не приведшего к его возврату лицу, на которое было зарегистрировано такое транспортное средство, не повлечет возобновление налогообложения.

Сведения о возврате транспортного средства, находящегося в розыске, представляются в налоговые органы в виде документа от уполномоченных правоохранительных органов, ведущих или инициировавших розыск, либо в рамках информационного обмена, предусмотренного ст. 85 Кодекса.

1.2) Начиная с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу (ч. 9 ст. 3 Закона). Данная мера направлена на повышение эффективности контроля за полнотой уплаты налога, а также призвана снизить административную нагрузку в виде избыточной отчетности для участников налоговых отношений.

Для решения перечисленных задач с 1 января 2021 г. Законом регламентирован следующий механизм взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (пп. 4-7 ст. 363 Кодекса).

Налоговые органы в случаях, указанных в п. 4 ст. 363 Кодекса (в редакции Закона), направляют налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога (далее – Сообщение) в следующие сроки:

  • в течение десяти дней после составления Сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;
  • не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды;
  • не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.

Сообщение составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа, включая сведения, полученные в соответствии со ст. 85 Кодекса.

Форма Сообщения утверждается ФНС России и должна включать сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке, сумме исчисленного налога.

Сообщения передаются налогоплательщикам по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами Сообщения направляются по почте заказным письмом или могут быть переданы руководителям организаций (их представителям) лично под расписку. В случае направления Сообщения по почте оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик вправе в течение десяти дней со дня получения Сообщения (в том числе в случае несоответствия уплаченной суммы налога сумме налога, указанной в Сообщении, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога.

Представленные пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика.

О результатах рассмотрения пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика, а в случае, если по результатам рассмотрения пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в Сообщении, изменилась, налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное Сообщение в течение десяти дней после его составления.

Если по результатам рассмотрения пояснений и (или) документов либо при их отсутствии сумма исчисленного налога в Сообщении превысит сумму уплаченного налога, налоговый орган выявляет недоимку и приступает к её взысканию в общеустановленном порядке (ст. 70 Кодекса).

1.3) С 1 января 2020 г. Законом для налогоплательщиков-организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по налогу (п. 3 ст. 3631 Кодекса дополнен соответствующими положениями). При этом форма заявления о предоставлении налоговой льготы налогоплательщиками-организациями, порядок её заполнения и формат представления в электронной форме утверждаются приказом ФНС России.

2) Налог на имущество организаций

2.1) Со дня официального опубликования Закона в целях унификации регулирования по вопросу применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости (учитывая ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») Законом в п. 2 ст. 375 Кодекса внесены изменения, согласно которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Аналогичные изменения внесены в главы 31, 32 Кодекса (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 403).

2.2) С налогового периода 2020 г. Законом отменена обязанность по представлению налогоплательщиками налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (изменения в ст. 386 Кодекса), а также вводятся положения о возможности представления единой налоговой отчетности по налогу.

Так, согласно п. 1.1 ст. 386 Кодекса (в редакции Закона) налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется рассматриваемый порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Форма уведомления о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации утверждается ФНС России.

Такой способ представления «единой» налоговой отчетности не применяется в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Законом введены переходные положения, согласно которым до утверждения формы уведомления о порядке представления налоговой декларации, указанной в п. 11 ст. 386 Кодекса, налогоплательщик вправе уведомить налоговый орган по субъекту Российской Федерации о порядке представления налоговой декларации в соответствии с п. 11 ст. 386 Кодекса в произвольной форме с указанием налогового периода, за который будет применяться соответствующий порядок представления налоговой декларации.

3) Земельный налог

3.1) Начиная с 1 января 2020 г. в режиме аналогичном администрированию транспортного налога у налогоплательщиков-организаций появится возможность направления в налоговый орган заявлений о предоставлении налоговой льготы (поправки внесены Законом в абз. 1 п. 10 ст. 396 Кодекса), а с 1 января 2021 г. для них будет исключена обязанность по представлению налоговых деклараций за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды (ст. 398 Кодекса Законом отменяется).

С 1 января 2021 года в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) таким налогоплательщикам по месту нахождения принадлежащих им земельных участков Сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, рассмотрение представленных пояснений и (или) документов и направление уточненных Сообщений предусмотрено Законом в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, указанным в пп. 4 – 7 ст. 363 Кодекса (в редакции Закона) для транспортного налога.

 

УФНС России по Хабаровскому краю

 

 

* письмо ФНС России 17.04.2019 БС-4-21/7176@

21.06.2019    Порядок уплаты организациями транспортного, земельного налога, налога на имущество