Правила изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Архив статей

Основные правомочия собственника недвижимого имущества регламентированы нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 209 Кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

По общему правилу принудительное изъятие имущества собственника не допускается. Однако крупномасштабная застройка городов и населенных пунктов, развитие дорожной и социальной инфраструктуры в интересах их жителей послужили основанием для включения в законодательство такого понятия, как «изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд», то есть под соответствующие цели.

При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.

Такие случаи, а также порядок изъятия предусмотрены главой 7.1 Земельного кодекса Российской  Федерации.

В частности, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

— в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования,  проектами планировки территории (объектов энергетических систем, обороны, транспорта, систем электро-, газо- теплоснабжения и т.д.);

— в иных целях, если имеется обоснование в  решении о создании или расширении особо охраняемой природной территории, международном договоре Российской Федерации, лицензии на пользование недрами, решении о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Органами, принимающими решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, являются федеральные и региональные органы, а также органы местного самоуправления в зависимости от того, для нужд какого из перечисленных органов изымается участок.

Решение об изъятии земельных участков принимается как по собственной инициативе уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, так и на основании ходатайства организации (субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность, для обеспечения которой требуется изъятие земельного участка; являющиеся недропользователями; с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории).

Процедура изъятия земельного участка начинается с выявления правообладателей таких земельных участков. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в который поступили соответствующие документы,  в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии земельных участков выявляет лиц, земельные участки которых подлежат изъятию, либо принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии.

После установления лиц, имеющих права на земельные участки, расположенные на территории, предлагаемой к изъятию, орган принимает решение об изъятии, которое действует в течение трех лет со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

Одним из значимых обстоятельств процесса изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд является наличие соглашения о выкупной цене земельного участка, которая определяется по правилам законодательства об оценочной деятельности.

Решение об изъятии не может быть принято в случае, если на данные земельные участки нет прав частной собственности  либо на них отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц, а также объекты, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

В последующем уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, либо организацией, подавшей ходатайство об изъятии, осуществляется подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества являются основаниями для прекращения и перехода прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Все спорные вопросы при изъятии земельных участков для указанных целей решаются в судебном порядке.

 

Прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Хабаровского края Светлана Плетнева

 

19.10.2018    Правила изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд