Правила проведения противопожарных проверок. Новые чек-листы, разработанные МЧС для плановых противопожарных проверок. Порядок оспаривания результатов проверок, в случае несогласия с ними

Архив статей

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено два вида осуществляемых проверок — плановая и внеплановая.

Они в свою очередь подразделяются на два типа: документарная, то есть проверяются лишь документы и выездная, когда проверка проводится непосредственно на месте осуществлении бизнеса. 

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности требований пожарной безопасности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (для отдельных видов деятельности может быть установлена иная периодичность), в соответствии с утвержденным планом. 

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются должностными лицами МЧС не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и обусловлена типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов либо отнесением деятельности юридического лица и (или) используемых им производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

МЧС России утвердило формы проверочных листов, которые в настоящее время применяются должностными лицами МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности.

В частности, предложена форма проверочного листа для многоквартирных жилых домов высотой до 28 м. Она включает 3 раздела. Первый — краткая характеристика объекта защиты. Второй — чек-лист, в котором приводится перечень проверяемых вопросов. Третий — выводы по результатам осмотра и предложения по совершенствованию уровня противопожарной защиты.

Также разработаны формы проверочных листов для отдельных зданий организаций торговли, садоводческих, огороднических, дачных объединений граждан и некоторых других объектов.

Утверждение этих чек-листов упростит жизнь не только пожарным инспекторам, но и проверяемым лицам: с их помощью объект защиты может пройти «самопроверку» и подготовиться к предстоящей плановой проверке.

Напомним, что при проведении проверки с использованием проверочного листа, заполненные чек-листы будут прикладываться к акту проверки.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверяемое лицо вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном (вышестоящему должностному лицу) и (или) судебном порядке.

При этом, назначение административного наказания, в  силу требований ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть обжаловано в суд либо вышестоящему должностному лицу, при этом должен быть соблюден 10-дневный  срок для обжалования, сама же жалоба рассматривается в течение трех суток.

В случае необходимости обжалования действий  контролирующих органов при проведении проверок не связанных с предпринимательской деятельностью, то жалоба подается в суд общей юрисдикции в форме административного искового заявления в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.   

Если же контрольным мероприятиям подверглась предпринимательская деятельность, то такие действия  оспариваются в арбитражном суде по общим правилам искового производства, предусмотренном Арбитражным процессуальным  Кодексом Российской Федерации.

 

Начальник отдела по надзору

за исполнением законов в сфере

предпринимательской деятельности

Евгений Булавин

 

21.08.2018    Правила проведения противопожарных проверок. Новые чек-листы, разработанные МЧС для плановых противопожарных проверок. Порядок оспаривания результатов проверок, в случае несогласия с ними