Внесудебный порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона

Архив статей

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

 

Учитывая важность вопросов информационной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Доктриной отмечено, что возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей, нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

Одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности является противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии и идей национальной исключительности.

Законодательством предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа к информации различного, в том числе экстремистского, характера, для которого используется созданный в соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в Интернете, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр).

В целях приема обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах Интернет-сайтов запрещенной информации для включения сведений о них в Единый реестр Роскомнадзором на своем сайте создана соответствующая электронная форма (https://eais.rkn.gov.ru/feedback).

В Единый реестр, помимо информации, указанной в пункте 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, также включаются сведения об интернет-ресурсах, распространяющих материалы, внесенные в федеральный список экстремистских материалов.

В данном случае отдельного решения суда о признании информации (экстремистских материалов), распространяемой по конкретным доменным именам, указателям страниц сайтов и сетевым адресам в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации не требуется, поскольку статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» распространение в Российской Федерации материалов, признанных экстремистскими, прямо запрещено. Сведения в Единый реестр вносятся на основании ранее принятых судами решений о признании материалов экстремистскими.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон № 149-ФЗ дополнен статьей 15.3, регламентирующей порядок ограничения доступа к обнаруженной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму), помимо прочего, отнесено:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

Под массовыми беспорядками понимается стихийное либо организованное скопление значительного числа людей, сопровождающееся применением насилия к иным лицам, совершением погромов, поджогов, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти.

К нарушениям установленного порядка проведения массовых (публичных) мероприятий относится проведение по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований:

  • в местах, где их проведение запрещено в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
  • без направления уведомления о проведении массового (публичного) мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
  • с нарушением установленных законодательством при проведении массового (публичного) мероприятия запретов, перечисленных в части 4 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с частью 1 статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ при поступлении от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации указанного характера Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители вправе направить в Роскомнадзор требование о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Порядок рассмотрения уведомлений и направления в Роскомнадзор требований регламентирован соответствующей инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.09.2016 № 562.

Роскомнадзор на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, после получения которого оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к Интернету, обязан незамедлительно ограничить доступ к такому информационному ресурсу. Сведения об информационном ресурсе вносятся Роскомнадзором в отдельный реестр.

Предусмотренный порядок позволяет оперативно реагировать на случаи распространения в Интернете подобной информации, что достигается обязательным указанием в требовании Роскомнадзора доменного имени Интернет-сайта, сетевого адреса, указателей страниц сайта, позволяющих идентифицировать такую информацию.

Федеральным законом от 25.11.2017 № 327-ФЗ в статью 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ внесены изменения, распространившие данный механизм ограничения доступа на информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, а также на сведения, позволяющие получить доступ к указанным информации или материалам.

Доступ к доменным именам, указателям страниц сайтов и сетевым адресам, включенным в реестры, ограничивается операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к Интернету.

 

Виталий Канцыбер,

Прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности Прокуратуры Хабаровского края

20.04.2018    Внесудебный порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона