Ошибки применения национального режима по Закону N 44-ФЗ в 2025 году

21.04.2025

Ошибки применения национального режима по Закону N 44-ФЗ в 2025 году

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 введены меры по предоставлению национального режима в закупках для государственных нужд и закупках юридических лиц.
Правительство РФ установило запрет и ограничение на закупку ряда товаров, работ и услуг иностранного происхождения, а также преимущество в отношении товаров российского происхождения. Необходимость применения этих мер зависит, прежде всего, от объекта закупки.
В зависимости от применимой меры может потребоваться отклонить заявку участника, который предлагает поставить иностранный товар, или оценить заявку с товаром российского происхождения в преимущественном порядке. Товары, работы и услуги из стран ЕАЭС приравниваются к товарам из РФ.

В обзоре представлены интересные примеры из практики ошибок Заказчиков в связи с применением национального режима.

Неверно применяли защитные меры
Заказчик проводил медицинскую закупку шовного материала с кодом 21.20.24.120 по ОКПД2. Этот код с наименованием товара "хирургические иглы, колющие инструменты, шприцы" входит в позицию 385 перечня N 2 с ограничением.
Однако он установил преимущество, поскольку объект закупки - шовный материал, а не иглы. Последние входят в его состав, а не поставляются отдельно. В перечне N 2 нет такого наименования товара, как "шовный материал".
Пензенское УФАС не поддержало такой подход: заказчик приобретал 5 позиций шовного материала, 4 из них с атравматической иглой. По ГОСТу такие иглы относят к колющим мединструментам, которые скреплены с шовным материалом. Для этих 4 позиций следовало установить ограничение закупок, для позиции шовного материала без иглы - преимущество.
Московское областное УФАС не нашло нарушений при закупке шовного материала с иглами, в которой заказчик установил преимущество: таких товаров нет в перечне N 2.
Отметим, по мнению Минфина, наименование объекта или предмета закупки необязательно должно дословно совпадать с тем, что указано в перечнях с защитными мерами.

Не раскрывали перечень информации и документов для подтверждения страны происхождения товаров
Московское УФАС не согласилось с заказчиком, который не установил в закупке с нацрежимом перечень информации и документов для подтверждения страны происхождения товара. В требованиях к содержанию и составу заявки он ограничился общей фразой с отсылкой к норме о предоставлении нацрежима.
Контролеры отметили: положения извещения, в т.ч. требования к содержанию и составу заявки, не должны допускать двоякого толкования. Отсутствие конкретики в информации и документах для заявки нарушает Закон N 44-ФЗ, так как не дает участникам однозначно определить нужные сведения без дополнительного поиска. Сходное нарушение выявило Ростовское УФАС.

Отклоняли заявки по неверному основанию
Заказчик установил в извещении ограничение. Поскольку в закупке были заявки с номерами из реестра российской промпродукции, он отклонил одну из заявок без подтверждения российского происхождения товара. Основание - непредставление информации и документов для закупки с запретом.
Участник пожаловался, что в итоговом протоколе указали неверную причину отклонения. Из-за этого оператор мог удержать обеспечение 3-й заявки в квартале.
Красноярское УФАС признало жалобу обоснованной: несколько участников предложили российский товар с реестровой записью. Заявку с иностранной продукцией следовало отклонить по другому основанию - сработали ограничения.
На сходные нарушения обратили внимание также Приморское, Челябинское, Московское УФАС.

Обзор: "Ошибки применения национального режима: интересные примеры из практики по Закону N 44-ФЗ за 2025 год" (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Возврат к разделу