Протокол заседания представителей экспертных организаций города Хабаровска № 1 от 13 декабря 2024 года

07.02.2025

Протокол заседания представителей экспертных организаций города Хабаровска № 1 от 13 декабря 2024 года

Представителями экспертных организаций города Хабаровска 13 декабря 2024 года проведено заседание по текущему вопросу: «Решение проблемных вопросов оценки стоимости восстановительного ремонта при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств экспертными организациями в Хабаровском крае». По материалам заседания для приведения к единообразию расчётов экспертов, оценщиков и экспертных организаций, подготовлены и утверждены изменения в ранее действовавшие рекомендации по определению стоимости восстановления транспортных средств, опубликованные в Консультант Плюс, Газета "Верное решение" №2,3, 2019.

Рекомендации по определению стоимости восстановительного
ремонта транспортных средств.

Глава I.

Для приведения расчётной базы по определению стоимости восстановительного ремонта ТС при проведении независимой автотехнической экспертизы транспортных средств к единой форме, в соответствии с требованиями Положения №755-П от 04.03.2021 года Банка России «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства», Положения №433-П от 19.09.2014 года Банка России «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», а также в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018., руководствоваться следующими условиями: 

1. При проведении судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований по определению размера страховой выплаты в рамках ОСАГО руководствоваться Положением №755-П от 04.03.2021 года Банка России «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства».

При проведении судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований по определению размера страховой выплаты вне рамок ОСАГО (превышение лимита ответственности страховщика, иные виды страхования, не страховые случаи) руководствоваться Методическими рекомендациями по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018 и определять износ для всех запасных частей транспортного средства (в том числе для комплектующих изделий, деталей, узлов, агрегатов, для которых устанавливается нулевое значение износа при определении страховой выплаты в рамках ОСАГО), в соответствии с главой 7 части 2.

Для случаев превышения расчета величины страхового возмещения (страховой выплаты, величины ущерба) за пределы лимита ответственности, предусмотренного законодательством об ОСАГО, расчет величины возмещения ущерба производить в соответствии с Постановлением пленума Верховного суда Российской Федерации «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 31 от 08 ноября 2022 года.

2. Форма заключения должна соответствовать требованиям Положения №755-П от 04.03.2021 года Банка России «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018.

3. Акт осмотра необходимо составлять в полном объёме (с проведением фотофиксации поврежденных деталей, узлов, агрегатов, с уведомлением заинтересованной стороны), указывать не только повреждения кузова, относящиеся к данному ДТП, а так же повреждения, не связанные с данным ДТП (с соответствующей ссылкой), так как они определяют конечное значение рыночной стоимости транспортных средств на дату проведения исследования (следы ранее проведённых ремонтных работ, нарушение окраски, деформации деталей, отсутствие конструктивных элементов). При этом к расчёту стоимости восстановительного ремонта принимаются, безусловно, только повреждения связанные с данным ДТП. По возможности указывать в акте осмотра каталожные номера заменяемых деталей.   В случаях, когда осмотр транспортного средства невозможен (например, если транспортное средство находится в отдаленном или труднодоступном месте), установление повреждений транспортного средства допускается без его непосредственного осмотра - на основании представленных потерпевшим фотоматериалов (видеоматериалов - при их наличии), на которых зафиксированы повреждения транспортного средства, и документов, при наличии письменного согласия потерпевшего.

4. При проведении осмотра поврежденного транспортного средства представителем ремонтной (диагностической) организации необходимо проводить фотографирование поврежденных элементов фотокамерой с установленной датой и временем. В случае отсутствия подтверждающих фотоизображений поврежденных деталей (узлов, агрегатов), акт осмотра и /или диагностический акт (лист, ведомость и т.д.) считать недействительным. К расчету следует принимать составленный акт осмотра с обязательной фиксацией повреждений в фототаблице.

5.При замене запасных частей, поставляемых по данным завода изготовителя в цвет кузова, не применять окраску деталей для автомобилей до 5 лет включительно, так как гарантия на лакокрасочное покрытие заводов изготовителей составляет не более 5 лет (по окончанию гарантийного срока завод изготовитель за несоответствие тона окраски ответственности не несёт).

6. Работы, связанные с восстановительным ремонтом, принимать на основании программных продуктов, разработанных на основании действующей нормативно-технической и технологической документации завода производителя ТС (программные продукты «Audatex AudaPad Web», «AutoSoft», «ПС:Комплекс» и др.). В случае отсутствия исследуемых моделей ТС и их аналогов в программных продуктах, к расчёту принимать «Сборники трудоёмкостей работ на техническое обслуживание, ремонт автотранспортных средств» в печатном варианте, разработанные АО «АВТОВАЗ», «ПРАЙС-Н» и др.

7. В целях информирования заказчика о возможном превышении стоимости восстановительного ремонта ТС рыночной стоимости ТС, производить расчёт стоимости транспортного средства на дату определения стоимости восстановительного ремонта аналогичного автомобиля ТС без учёта полученных повреждений (в доаварийном состоянии с учётом технически исправного состояния). Определение рыночной стоимости ТС в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018.

8. Определение величины утраты товарной стоимости и стоимости годных остатков производить в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018.

Глава II.

В целях приведения исходных данных для расчёта стоимости восстановительного ремонта в соответствие с существующими рыночными ценами в Хабаровском крае, на основании исследования рынка, проведённого экспертными организациями региона (АНО «Межрегиональный союз независимых экспертов и оценщиков», ООО «Дальневосточная экспертиза и оценка», АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы», ФБУ «Дальневосточный региональный центр судебной экспертизы Минюста России», АНО «Хабаровская судебная экспертиза», ИП Строчков Д.В., ИП Калмыков А.А., АНО «Краевой Центр Судебной Экспертизы и Оценки», АНО «Восток Экспертиза», ООО «Независимая экспертиза» и др.), рекомендовать к использованию в расчетах стоимости восстановительного ремонта ТС нижеследующие параметры.

1. Коэффициенты, учитывающие доставку и продажу новых запасных частей, принимать по следующим значениям:

  • 1,5 -  для автомобилей иностранного производства при доставке запасных частей от официального представителя из центральной части России;

  • 1,2 -  транспортные расходы по доставке новых запасных частей в пределах Хабаровского края; при доставке в труднодоступные районы Хабаровского края, Амурской области и Якутии принимать коэффициент - 1,5 для крупногабаритных деталей, 1,2 - для остальных деталей;

  • 1,1 -  транспортные расходы по доставке запасных частей из Приморского края в Хабаровский край;

  • 1,0 -  для транспортных средств имеющих официальное представительство фирмы производителя и единые стоимости запасных частей по всем представительствам на территории РФ.

Для ТС, находящихся на гарантийном обслуживании, рекомендуется использование стоимости запасных частей предприятия, в котором данный автомобиль находится на гарантии, но при обязательном условии предоставления гарантийной книжки ТС.

2. Для проведения расчётов стоимости восстановительного ремонта стоимость нормо-часа определяется в следующих значениях:

Таблица 1. Стоимость нормо-часа на работы по ремонту автомобилей.

Тип КТС

Стоимость нормо-часа, рублей

Легковые автомобили

3000,00

Грузовые автомобили грузоподъёмностью до 3,5 тонн включительно

3000,00

Грузовые автомобили грузоподъёмностью от 3,5 до 10 тонн включительно

4000,00

Грузовые автомобили грузоподъёмностью свыше 10 тонн

5000,00


Таблица 2. Стоимость нормо-часа на работы по ремонту автобусов категории «D».

Тип КТС

Стоимость нормо-часа, рублей

Автобусы с наличием посадочных мест от 9 до 17 включительно

4000,00

Автобусы с наличием посадочных мест свыше 17

5000,00


Таблица 3. Стоимость нормо-часа на работы по ремонту мототранспортных средств (МТС).

Тип МТС

Стоимость нормо-часа, рублей

МТС с объёмом двигателя до 50 куб. см включительно

2000,00

МТС с объёмом двигателя свыше 50 куб. см

2500,00


Таблица 4. Стоимость нормо-часа на работы по ремонту специализированного оборудования.

Вид оборудования

Стоимость нормо-часа, рублей

на шасси легковых и грузовых автомобилей

5000,00

на колёсном самоходном шасси и прицепах

7000,00

на гусеничном самоходном шасси

10000,00

специализированное навесное оборудование

5000,00


Стоимость нормо-часа для транспортных средств, относящихся к прицепной технике (прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски и т.д.) принимать согласно стоимости нормо-часа для транспортных средств тягача исследуемого (данного) подвижного состава транспортных средств.

Стоимость нормо-часа для транспортных средств, находящихся на гарантийном обслуживании определяется по прейскуранту цен организации, которая обслуживает транспортное средство в период гарантии.

При производстве экспертиз по определению суммы возмещения за некачественно проведённый ремонт ТС, при отсутствии договора (наряд - заказа) на оказание услуг по ремонту, заключённому между Заказчиком и Исполнителем, стоимость нормо-часа ремонтных работ определяется в соответствии с выше приведёнными таблицами №№ 1, 2, 3, 4. При предоставлении договора (наряд - заказа) и документов, подтверждающих произведённую оплату, расчёт стоимости проводится согласно прейскуранту цен организации, в котором проводился данный ремонт.

3. Стоимость нормо-часа и стоимость эмали для окраски при проведении окрасочных работ:

Таблица 5. Стоимости нормо-часа на окрасочные работы и средние стоимости эмалей для окраски.

Тип эмали

Стоимость нормо-часа на окраску, рублей 

Стоимость 100 грамм комплекта краски, рублей

Эмаль акриловая

3000,00

1 000

Металлик в комплекте - для окраски наружных элементов

4000,00

1 600

Перламутр двухслойный в комплекте - для окраски наружных элементов

4000,00

1 700

Перламутр трёхслойный в комплекте - для окраски наружных элементов

5000,00

2 100

Ксиралик (хамелеон) в комплекте - для окраски наружных элементов

6000,00

   2 500   


4. Стоимость расходных материалов:

Таблица 6. Среднерыночная стоимость основных расходных материалов, используемых при восстановительном ремонте транспортных средств и при производстве экспертиз и исследований по определению суммы возмещения за некачественно произведённый ремонт КТС.

№ п/п

Наименование расходных материалов

Единица измерения

Цена за 1 ед., руб.

1

Шпатлёвка лёгкая LIGHT – для начального заполнения

кг

800

2

Шпатлёвка мягкая UNISOFT – для промежуточных работ

кг

600

3

Шпатлёвка отделочная FINISH – для окончательных (финишных) работ

кг

550

4

Шпатлёвка с алюминиевой пылью ALU – для ремонта капотов

кг

500

5

Шпатлёвка со стекловолокном FIBER – для ремонта порогов, капотов, панелей крыши и больших площадей

кг

450

6

Protect 300 грунт акриловый 4+1 MS (белый, серый, чёрный)

литр

1 400

7

FPRM Ремонтный состав (двухкомпонентная смесь) для ремонта пластмасс 300 грамм

шт

5 200

8

Клей для быстрого восстановления пластика - тюбик

шт

3 000

9

FPRM Полиолефиновый активатор адгезии для пластика (аэрозоль) 200 мл.

шт

500

10

Герметик для швов, наносится кистью (серый) - при замене элементов кузова

литр

2 100

11

Набор для вклейки стекол (ПУ клей-герметик, наконечник, грунт-аппликатор) чёрный 310мл

набор

1 200

12

Очиститель-обезжириватель клея, мастик

литр

1 600

13

Антигравийное покрытие (белое, чёрное)

литр

800

14

Добавка для переходов при окраске «АВТОБЭЙС ПЛЮС» - 100грам на один переход.

литр

3 000

15

Растворитель №467 – для промывки инструмента

литр

200

16

Защитная плёнка прозрачная 100мм х 2,5м – на 1 машину

рулон

400

17

Малярная лента стандартная 3М – 25 мм

рулон

250

18

Маскирующая лента для уплотнителей вклеенных стёкол, 10 мм х 10м

рулон

1 950

19

Скотч 2-х сторонний 15 мм

метр

150

20

Высокоэффективная абразивная паста Perfect-it III – для полировки

кг

3 000

21

Абразивная паста системы Perfect-it III – для полировки

кг

3 000

22

Неабразивная паста системы Perfect-it III – для полировки

кг

3 000

23

Полировальная паста для стекла и фар

кг

5 600

24

Водостойкая наждачная бумага (серия 734, карбид кремния)

лист

90

25

Листы для "сухой" шлифовки (Серии 255Р)

лист

80

26

Ленточный герметик – при ремонте капота, дверей

метр

250

27

Многоцелевой ПУ герметик

туба

500

28

Мастика для внутренних полостей

литр

700

29

Шумопоглащающая самоклеящаяся пластина, 500 х 500 мм

шт

1000

30

Липкая салфетка "Tack Cloth"

шт

140

31

Зачистной круг

шт

180

32

Обрезной круг

шт

180

33

Скотч-брайт ультратонкий (серый, медный) (Матирующий материалы для подготовки к окраске)

шт

180

34

Тосол

литр

150

35

Обезжириватель фирмы « NOVOL»

литр

250

36

Маскирующий чехол для колеса

шт

40

37

ROCK REMOVER - смывка для удаления старого покрытия

литр

2 400

38

Сварочная проволока тин - Св 08ГС-0 диаметром 0,8 мм (расход одну сварочную точку (или по проколотому отверстию) составляет - 0,36 г; для сплошного шва 0,3 г - на 1 см длины шва)

кг

2 400

39

Жидкость тормозная

литр

500

40

Антифриз

литр

400

41

Трансмиссионные масла, Dextron

литр

700

42

Хладагент системы кондиционирования

кг

1100

43

Пластичные (консистентные) смазки – согласно технического регламента завода изготовителя


При проведении расчёта стоимости восстановительного ремонта ТС основные расходные материалы допускается компоновать в группы и принимать в следующих значениях:

  • Шпатлёвка в комплекте (лёгкая, мягкая, отделочная, с алюминиевой пылью и т.д.) – 760 рублей за 1 кг в зависимости от площади обрабатываемой поверхности (объёма выполнения работ);

  • Комплект для окраски (грунт, растворитель, обезжириватель, защитная плёнка, малярная лента, наждачная бумага и т.д.) – 1 комплект – 2000,00 рублей для окраски наружных поверхностей и 800,00 рублей для окраски внутренних поверхностей в зависимости от площади обрабатываемой поверхности или на 100 грамм краски принятой к использованию;

  • Комплект для кузовных работ на демонтаж и монтаж несъёмного составного элемента конструкции кузова (круги обрезные, круги шлифовальные, припои, сварочные проволоки и т.д.) - 250 рублей на 1 деталь.

  • Расчёт трудоёмкости по заполнению системы кондиционирования или климат - контроля проводить согласно нормативу завода-изготовителя. 

Глава III.

Данные методические рекомендации применять для расчётов стоимости восстановительного ремонта транспортных средств с 01 февраля 2025 года, при этом действие методических рекомендаций, опубликованных в Консультант Плюс, Газета "Верное решение" №2,3, 2019г. считать утратившими силу с 31 января 2025 года.


Возврат к разделу