Город Юности в Хабаровском крае славится многим, в том числе - сильным образованием. К примеру, в 2024 году 93 выпускника девятых классов получили аттестат с отличием, 10 выпускников одиннадцатых классов сдали ЕГЭ на 100 баллов, 175 школьников получили медали «За особые успехи в учении» 1 и 2 степени, 41 ученику были вручены именные денежные премии имени Николая Ивановича Гродекова за высокие результаты ЕГЭ по отдельным предметам.
О том, как достигаются такие результаты, а также о происходящих в сфере образования изменениях рассказала главный специалист Управления образования города Комсомольска-на-Амуре Наталья ЛАСАЛОВА.
- С 2023 года все школы включены в федеральный проект «Школы Минпросвещения России». Он предполагает глубокое обновление структуры и содержания планов учреждений, изменение подходов к управлению организацией. Что это значит? Введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), которые заменили прежние рекомендации Минпросвещения. До сих пор каждая школа могла использовать собственную программу, а каждый учитель — выбирать учебники и трактовать темы по своему усмотрению. Теперь есть строгие рамки: для всех школ программы единые и обязательные к исполнению. Есть небольшие отклонения в количестве часов для обычных школ и школ с углубленным изучением предметов.
- Наталья Владимировна, основная нагрузка, видимо, пришлась на учителей - как они отнеслись к такому переходу? И можно ли уже подвести какие-то итоги?
- Учителя у нас очень гибкие и всегда готовы к нововведениям, поэтому для педагогического состава это не было проблемой. Что касается итогов по реализации проекта и введения ФООП, подводить их еще рано. Но есть очевидные плюсы: ребенок и его родители, переезжая в другой город и переходя из одной школы в другую, могут не беспокоиться насчет программ и учебников, они теперь не отличаются от тех, по которым он учился ранее.
Чтобы зафиксировать ключевые показатели развития, учебные учреждения с 2023 года систематически проходят диагностику на федеральном портале проекта. Результаты школ Комсомольска-на-Амуре в ноябре 2024 года таковы: высокий уровень показали большинство - 20 школ, средний уровень – 16 школ, базовый уровень – 1 школа. Каждое учебное заведение разработало стратегический документ – Программу развития и теперь реализует ее.
- Какие тенденции в целом наблюдаются сегодня в обучении? Успевает ли школа за быстрыми изменениями в жизни?
- Тенденция такова, что образование, как и все вокруг, приобретает цифровые очертания. Это не значит, что педагога и детей переведут на дистанционное обучение. Личное общение учителей и детей ничто не сможет заменить. Но цифровизация все плотнее входит в школьную жизнь. Сейчас уже не нужны бумажные дневники и журналы, и каждый родитель имеет возможность ознакомиться с оценками ребенка в любое время суток. Этому способствуют всевозможные электронные варианты общения с учителями и администрацией, например, мессенджер «Сферум», портал «Дневник.ру», и родители все чаще и активнее пользуются этими ресурсами, чтобы получать консультации и ответы на вопросы.
Очень много ресурсов появляется и для помощи педагога, например, электронные шаблоны для составления календарно-тематического планирования, различные электронные подсчеты диагностических работ и т.д., что облегчает аналитическую работу.
- Выпускники школы - не просто грамотные молодые люди, имеющие общее образование, но и уже определившиеся с будущей профессией. Как школа помогает им в этом?
- В нашем городе с 2008 года реализуется муниципальный проект по профильному образованию «Школа-вуз-предприятие». С учетом запросов ведущих предприятий города приоритет отдается тем направлениям, которые наиболее востребованы в Комсомольске: технологическим классам с инженерной направленностью, медицинским, психолого-педагогическим, классам естественно-научного профиля.
Самым наполненным у нас традиционно является образовательный кластер «Машиностроение». Заказчиками и сетевыми партнерами инженерных классов выступают ведущие предприятия города: Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (филиал Объединенной Авиастроительной Корпорации) и Корпорация Яковлев, Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, Амурский судостроительный завод. В этом году к сотрудничеству присоединились завод Амурсталь и Дальневосточная генерирующая компания.
Открытие классов социальной направленности, например медицинского или педагогического профилей, реализуется при взаимодействии с лечебными учреждениями (поликлиники, больницы, колледж) и учреждениями образования (школами, детскими садами, АмГПГУ).
Наша модель профильного обучения разработана на основе принципа распределения ответственности участников образовательного кластера и позволяет достичь конечной цели - подготовки специалистов, востребованных в городе и крае.
- И эта работа, судя по прошлому году, дает несомненные результаты! Наталья Владимировна, желаем, чтобы и 2025 год стал не менее продуктивным!
- Благодарю, мы стремимся к этому.
Жанна Рукавишникова