В связи с внесением изменений в положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон) Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю разъясняет предпринимателям некоторые положения закона, связанные с проведением контрольных (надзорных) мероприятий (для краткости будем называть их проверками).
В отношении каких предприятий и как часто проводятся проверки?
Плановые проверки проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проверки проводят не менее 1, но не более 2 раз в год. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводят плановую проверку 1 раз в 2 года либо 1 обязательный профилактический визит в год.
Внеплановые проверки проводятся в случае:
1) наличия сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) по поручению Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации;
3) по требованию прокурора;
4) при истечении срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
5) выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
6) наличия у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, или без лицензии, или без предоставления в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений, необходимых для регистрации в указанной информационной системе;
7) уклонения от проведения обязательного профилактического визита;
8) при поступлении материалов от органов МВД;
9) при поступлении информации о нарушении обязательных требований ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (запрет продажи табачной или никотинсодержащей продукции, кальянов и других устройств для ее потребления несовершеннолетними, запрет потребления табака или никотинсодержащей продукции несовершеннолетними, запрет вовлечения детей в процесс потребления табака или никотинсодержащей продукции).
Что такое обязательный профилактический визит и кто обязан его проходить?
Если говорить коротко, то обязательный профилактический визит – это профилактический визит, от которого нельзя отказаться.
Ст. 52.1 Закона поясняет, к каким категориям относится это правило:
- в отношении объектов контроля высокого риска – не менее раза в год, в отношении объектов контроля иных групп рисков сроки устанавливаются Правительством РФ;
- в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, не позднее шести месяцев с даты представления такого уведомления;
- по поручению:
а) Президента Российской Федерации;
б) Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
Также профвизиты могут проводиться и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
При проведении профилактического визита стоит учитывать, что в его рамках должностное лицо имеет право проводить осмотр, истребовать необходимые документы, проводить отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десять рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт, с которым можно ознакомиться в установленном законом порядке.
По итогам профвизита могут быть выданы предписания на устранение нарушений, если они не были устранены в ходе мероприятия.
Какие и в какой срок выдаются документы после проверки и профилактического визита?
Ч. 3 ст. 87 предусматривает необходимость оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в ст. 88 внесена норма, что в случае невозможности составления акта на месте проведения мероприятия в день его окончания в соответствии с ч. 3 ст. 87 Закона контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 5 ст. 21 настоящего Закона.
Помимо акта проверки контролируемое лицо также может получить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Предписание может быть выдано только, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, обязательного профилактического визита.
Устанавливаются требования к содержанию предписания: теперь хозяйствующему субъекту должны разъяснить, какие действия нужно предпринять, чтобы нарушение было устранено.
Предусмотрено, если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, предписание выдается контролируемому лицу и (или) направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица. В случае выдачи предписания контролируемому лицу копия такого предписания направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица.
Кроме того, предусматривается возможность отмены предписания.
Можно ли отменить результаты проверки?
Можно. Если вы не согласны с результатами проверки или профилактического визита, вы имеете право обжаловать решение органа, проводившего проверку. Однако необходимо учитывать, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования (ч. 2 ст. 39 Закона).
В качестве платформы для досудебных обжалований используется платформа ТОР КНД.
Екатерина Коренева, начальник отдела юридического и кадрового обеспечения Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю