(продолжение, начало в № 2, 2024)
Статья основана на материалах реального дела, рассмотрение которого дошло до Верховного Суда РФ.
Цель статьи, с одной стороны, - помощь потребителю финансовых услуг - слабой стороне данного вида правоотношений по сравнению с финансовыми организациями, имеющими в своих штатах квалифицированных юристов, экономистов, бухгалтеров и психологов. С другой стороны, статья является консультативным материалом, позволяющим профессионалам не допускать ошибок в подобных ситуациях, что способствует наиболее полной защите прав потребителей, которые попали в подобные юридические ловушки, связанные с пороком их воли. Пороком воли физического лица является совершенное им юридически значимое действие в состоянии, когда он придавал действию иное значение или связывал с действием иные последствия.
Пройдя более двух лет по судебным инстанциям, автор статьи с уверенностью утверждает, что секреты потребительского кредитования просто так не разгадываются. Серия статей этой темы покажет различные субъективные мнения судей на одни и те же обстоятельства дела. Судьи, имея огромный ежедневный практический опыт, из одних и тех же условий договора и действий потребителя делают разные выводы, что подтверждает сложность поднимаемых к обсуждению вопросов, ответы на которые должен знать потребитель при оформлении договоров страхования, используя услугу потребительского кредитования.
Разнообразие мнений вполне обоснованно: потребитель сам создал ситуацию, подписав заявление о желании заключить договор страхования, оплатив страховую премию и не отказавшись от договора в период охлаждения. В такой ситуации правильность или неправильность решения зависит только от оценки поведения потребителя, пришедшего в финансовую организацию, что он хотел и какие цели преследовал.
Бывает так, что финансовые компании действуют недобросовестно, разъясняя только выгодные для них моменты, нарушая закон и рассчитывая на юридическую и экономическую неграмотность потребителя. Однако у потребителя всегда есть шанс избежать или минимизировать возможность обмана, если он будет внимательно читать документы, задавать вопросы, интересоваться существом сделки и ее нюансами.
Напомню, что потребитель заключил два договора: страхование жизни и здоровья, полагая, что они обеспечивают потребительский кредит защитой при возникновении проблем со здоровьем и потерей работы, а также способствуют получению дисконта.
Досрочно исполнив кредитные обязательства перед банком и желая вернуть оставшуюся часть страховой премии, потребитель обязан соблюсти досудебный порядок рассмотрения спора, который заключается в следующем.
Первоначально необходимо обратиться в финансовую организацию с требованием о возврате причитающихся к возмещению сумм. После отказа в их возмещении потребителю требуется направить претензию в финансовую организацию, связанную с повторным требованием о возврате причитающихся сумм. Такая многоступенчатость преследует только одну цель - финансовый управляющий или суд, которые впоследствии будут рассматривать спор, должны понимать наличие воли потребителя на взыскание после получения отказа от финансовой организации.
Первый этап окончен, вся переписка с финансовой организацией, будь то банк или страховая компания, подлежат направлению финансовому управляющему для рассмотрения. Без этой процедуры суд не примет к рассмотрению ваш спор, за исключением некоторых категорий, не относящихся к имущественным спорам.
Финансовый управляющий, предварительно запросив документацию у финансовой организации, примет решение удовлетворить или нет ваши требования. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с момента его принятия и подлежит обжалованию в суд в тридцатидневный срок со дня вступления в силу.
В нашем случае финансовый управляющий отказал в удовлетворении требований, указав, что договор страхования является обычным и не относится к потребительскому кредиту, не обеспечивает его защитой и не служит основанием к получению дисконта.
Таким образом, потребитель, заплатив 144 000 рублей, не защитил потребительский кредит, здоровье страховать он не собирался. Деньги ушли в оплату услуги страховой компании, которая потребителю не требовалась.
В основу своего решения финансовый управляющий положил следующие основания: