Без прошлого нет будущего

Без прошлого нет будущего

Центральная и привокзальная площади, набережная Амура с Утесом, величественные здания медуниверситета, управления РЖД, администрации города, удобные автомобильные развязки - за всем этим стоит известная организация в Хабаровске - АО «Дальгипротранс». Созданное изначально для проектирования железнодорожных путей и инфраструктуры, предприятие подарило городу прекрасные архитектурные творения, участвует в строительстве стратегически важных объектов - трубопроводов, мостов, искусственных сооружений, автомобильных и железных дорог. История «Дальгипротранс» неотрывна от истории страны. Давайте вернемся в прошлое и пройдемся, десятилетие за десятилетием до наших дней.

Начало
1930-е годы. В СССР наращивается промышленный потенциал. Бурный рост перевозок создает необходимость в реконструкции и строительстве новых железнодорожных путей, узлов и станций. 16 августа 1936 года для этой работы была создана проектная контора «Дальтранспроект».
Новая организация разместилась в двухэтажном здании на Шеронова, 56. Уже в первый год работы в ней числилось 119 человек, 83 из которых - инженерно-технические специалисты. Специалисты не сидели в кабинетах - тут же бригады геологов, инженеров отправились на масштабные изыскательские работы на Забайкальской железной дороге, и уже в марте 1937 года свет увидели первые готовые проекты со штампом «Дальтранспроект».
Предприятие проектировало строительство и реконструкцию ж/д станций Транссиба, жилых домов, больниц, клубов и других социальных и культурных объектов. За пять лет численность «Дальтранспроекта» выросла до 273 человек, а объем выпускаемой проектно-сметной продукции увеличился втрое.

Вставай, страна огромная!
Годы Великой Отечественной войны стали сложными - сотрудники отправились защищать Родину, более 100 из них вернутся потом с заслуженными наградами. А пока оставшимися силами нужно было выполнять заказ страны: проектировать мастерские для сборки ж/д платформ и вагонов, бомбоубежища, подъездные пути к шахтам Ургала, Буреи, Сахалина, а также самый стратегически важный объект: нефтепровод Оха – Комсомольск. План его строительства был разработан еще в 1940 году, но отложен в «долгий ящик». Осенью 1941 года специалисты «Дальтранспроекта» приступили к его реализации, и уже 6 ноября 1942 года по трубам пошла первая нефть, а к лету 1943 года сахалинский нефтепровод обеспечивал топливом всю страну. Грандиозные танковые противостояния Сталинградской битвы и советские Т-34 в Берлине в 1945-м - в этих победах есть частичка участия и дальневосточной проектной конторы.

К мирной стройке
После войны пополнившийся коллектив «Дальтранспроекта» с новыми силами включился в мирное строительство - возводились ЖД подходы к портам Находки, проектировалась инфраструктура для морской паромной переправы Ванино – Холмск. В 1951 году организация получила свой нынешний статус - проектно-изыскательский институт «Дальгипротранс» Министерства путей сообщения СССР.
К этому времени штат сотрудников насчитывал уже почти 500 человек, в здании на каждого работника приходился всего 1 кв. м площади, и в середине 60-х годов «Дальгипротранс» прирастает двумя этажами. Спроектировал достройку архитектор Борис Герман.
Сегодня старый корпус учреждения на Шеронова, 56 украшает мемориальная доска, установленная в 2013 году к 100-летию со дня рождения Бориса Терентьевича. В Хабаровске он оставил богатое наследие, к примеру, дом на пересечении улиц Гайдара и Карла Маркса, украшенный скульптурами львов, здание городской администрации. По проектам архитектора построены Мемориальный вокзал на станциях Волочаевской, вокзалы в Биробиджане, на станциях Приамурской и Кругликово, квартал жилых домов в Совгавани, курорт профсоюзов «Шмаковка» - всего более 50 крупных объектов по Дальнему Востоку.
В 1979 году строится новое современное 9-этажное здание со стороны Уссурийского бульвара, которое и по сей день остается домом для «Дальгипротранса».

Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче - БАМ
Участие во Всесоюзной стройке стало самым, пожалуй, значимым проектом организации. Большой 15-летний путь, с 1967 года - когда начались первые изыскания - до ноября 1982 года, когда был подписан акт сдачи. «Дальгипротрансу» предстояло проложить пути на Восточном участке БАМ Ургал-Комсомольск. Более 500 километров непролазной тайги и просадочный многолетнемерзлый грунт - потребовалась огромная научно-изыскательская работа, разработка и утверждение новых норм и рекомендаций. Вверенный участок, несмотря на все сложности, был сдан на год раньше. В нескольких емких словах неофициального гимна БАМа удалось уложить тот неимоверно самоотверженный труд:

«Рельсы упрямо режут тайгу,
Дерзко и прямо в зной и пургу.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче – БАМ».

25 октября 1984 года проектно-изыскательский институт «Дальгипротранс» был награжден орденом «Знак почета», который и по сей день является гордостью предприятия.

Только вперед
Последующие годы принесли немало интересных проектов. Один из них -реконструкция мостового перехода через реку Амур у города Хабаровска. Двухпутный Амурский мост стал настоящей визитной карточкой города, украшавшей 5000-ю купюру Банка России до 2023 года. «Дальгипротранс» освоил новое направление деятельности - проектирование магистральных трубопроводных систем: в 2006 году введен в работу газопровод Сахалин – Комсомольск – Хабаровск, в 2008 году заработал магистральный газопровод к ТЭЦ Николаевска-на-Амуре. В 2015 году на градостроительном конкурсе министерства строительства РФ Кузнецовский тоннель, спроектированный институтом, занял призовое место, обойдя таких конкурентов, как Казанский аэропорт и Московское метро.

Сегодня работы выполняются на самом современном уровне: используются новейшие компьютерные технологии, применяются автоматизированные системы сквозного проектирования, TИM-моделирование. Но, двигаясь вперед, «Дальгипротранс» помнит свою историю, чтит память и опыт своих сотрудников, большой и героический путь, который они прошли. В ноябре 2023 года был открыт обновленный музей АО «Дальгипротранс». Основанный в 2005 году Виталием Алексеевичем Петренко, проработавшим в стенах института 57 лет, музей обрел современный вид. Самыми ценными экспонатами по-прежнему остаются свидетельства первых лет работы института: изыскательское оборудование старого поколения, печатная машинка, чертежи Бориса Германа. Бережно сохранены все достижения и ценности, ведь без прошлого нет будущего.

Жанна Рукавишникова

 Фотоматериалы предоставлены АО «Дальгипротранс»

Возврат к списку