Особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Государство участвует в экономической деятельности не только как орган контроля и надзора, но и как полноценный субъект, приобретающий товары (работы, услуги), а также имеющий собственное имущество, представляющее интерес в предпринимательской деятельности.

Однако передача государственного и муниципального имущества не может быть осуществлена на основании субъективного усмотрения органа власти (местного самоуправления), в ведении которого находится то либо иное имущество. Иначе это противоречило бы принципам развития конкуренции и обеспечения равного доступа каждого хозяйствующего субъекта к возможности обладать имуществом, создавало бы предпосылки к злоупотреблениям и правонарушениям.

В 2008 году Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дополнен статьей 17.1, устанавливающей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Основной принцип распоряжения государственным и муниципальным имуществом закреплен в части 1 указанной статьи, устанавливая, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом, распоряжение имуществом может быть осуществлено только на основании конкурсов или аукционов, однако при этом имеется ряд исключений, когда допустимо отказаться от проведения публичных торгов, предусмотренный пунктами 1-17 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Так, например, без проведения торгов возможна передача государственного (муниципального) имущества:

  • адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
  • медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
  • для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
  • в случае принятия решения о предоставлении преференций в порядке Главы 5 Закона о защите конкуренции;
  • на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
  • передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Необходимо отметить, что отдельными нормативными правовыми актами (Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве) может быть установлен специальный порядок распоряжения имуществом. В этом случае применяется порядок, установленный специальным нормативным правовым регулированием.

Не обошло стороной законодательство Российской Федерации о защите конкуренции аспекты дальнейшей передачи имущества, переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, автономным учреждениям, а также государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления. Как известно, такие юридические лица в силу правовой связи с учредителем в лице органов государственной власти или органов местного самоуправления получают имущество без проведения торгов, однако на дальнейшее распоряжение таким имуществом накладываются ограничения.
Так, не допускается переход прав владения и (или) пользования без соблюдения правил части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции о публичных торгах в отношении:
  • государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
  • государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
  • государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Ряд исключений, предусмотренных пунктами 1-17 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, также применяется к такому имуществу.
Приказом ФАС России от 21.03.2023 №147/23 утвержден порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, предусматривающий, что торги открыты по составу участников и форме подачи предложений, а также проводятся в электронной форме.

Сведения о проведении таких торгов в обязательном порядке размещаются на официальном сайте www.torgi.gov.ru, в связи с чем предпринимателям, которые заинтересованы в участии в торгах, необходимо принять меры к регистрации на указанном сайте.

Нарушения порядка распоряжения государственным имуществом влекут за собой не только изъятие имущества, но и привлечение должностных лиц, ответственных за передачу имущества, к административной ответственности в соответствии со статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в случае, если передача имущества свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами, получившими имущество, такие действия могут быть квалифицированы как нарушающие статью 16 Закона о защите конкуренции.

Например, решением Хабаровского УФАС России от 27.03.2023 по делу №027/01/16-968/2022 признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции орган местного самоуправления, муниципальное унитарное предприятие и хозяйствующий субъект в связи с заключением антиконкурентного соглашения, направленного на передачу хозяйствующим субъектам пассажирских автобусов определенной марки без проведения конкурентных процедур, что привело к созданию для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественных условий осуществления деятельности и к ограничению конкуренции.
Особенностью рассматриваемого дела являлось то, что органом местного самоуправления осуществлена предварительная формальная передача муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия движимого имущества с целью обхода положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Указанные действия пресечены Хабаровским УФАС России, имущество изъято из пользования на основании выданного комиссией антимонопольного органа предписания. Хозяйствующий субъект и должностные лица органа местного самоуправления привлечены к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2023, постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу А73-10041/2023 поддержана позиция Хабаровского УФАС России о недопустимости передачи муниципального имущества в обход конкурентных процедур, решение, предписание признаны законными и обоснованными.
Таким образом, осуществляя экономическую деятельность, должностным лицам органов власти (местного самоуправления) и хозяйствующим субъектам следует проводить надлежащий правовой анализ возможности заключения договоров, предусматривающих передачу государственного и муниципального имущества хозяйствующим субъектам с целью соблюдения положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Владислав Новоселов, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

Возврат к списку