С принятием Федерального закона от 20.03.2025 №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее - Закон №33-ФЗ) начался новый этап муниципальной реформы в Российской Федерации.
Какие же правовые инновации нового закона о местном самоуправлении?
Во-первых, Законом №33-ФЗ уточняется определение понятия «местное самоуправление». Под ним понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией России форма самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) в пределах полномочий, предусмотренных в соответствии с Конституцией России, Законом №33-ФЗ, другими федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ. Тогда как Закон №131-ФЗ определял местное самоуправление как форму народовластия, что подчеркивало статус местной власти.
Во-вторых, развитие одноуровневой системы организации местного самоуправления с возможностью сохранения двухуровневой системы.
Местное самоуправление осуществляется в трех видах муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения.
В субъектах РФ, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, регулирование вопросов организации местного самоуправления может осуществляться с учетом особенностей, предусматривающих возможность сохранения установленной законом субъекта РФ на день вступления в силу Закона №33-ФЗ территориальной организации местного самоуправления с осуществлением местного самоуправления в городских округах, муниципальных округах и (или) муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
В-третьих, в Законе №33-ФЗ не закрепляются отдельно перечни вопросов местного значения и полномочия по их решению для различных видов муниципальных образований. Предусмотрено три вида полномочий органов местного самоуправления:
- полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые не подлежат перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ;
- полномочия, которые могут быть перераспределены законом субъекта РФ для осуществления органами государственной власти субъекта РФ;
- полномочия, в отношении которых законом субъекта РФ может быть принято решение об осуществлении органами местного самоуправления.
В-четвертых, система органов местного самоуправления остается неизменной. Изменяются способы формирования представительного органа муниципального образования. В Законе №33-ФЗ отсутствует способ представительства, который возможен только при двухуровневой модели местного самоуправления. Это когда представительный орган муниципального района формируется из числа глав и депутатов поселений, входящих в его состав.
В-пятых, на федеральном уровне устанавливается единый срок полномочий депутатов, главы муниципального образования и иных лиц, замещающих муниципальные должности, — пять лет.
Предусматривается четыре способа избрания главы муниципального образования. Нововведением здесь является третий способ. Избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Федерации.
В соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования одновременно замещает государственную должность субъекта РФ и муниципальную должность. Сохраняются прежние основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и удаления его в отставку. Нововведением является введение дополнительного основания для удаления главы муниципального образования в отставку: систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В-шестых, повышается ответственность глав муниципальных образований перед государством, вводятся новые механизмы ответственности главы муниципального образования. Так, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе отрешить от должности главу муниципального образования, в том числе:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей с учетом мнения представительного органа муниципального образования не ранее чем через один год со дня вступления в должность главы муниципального образования;
- с учетом мнения совета муниципальных образований субъекта РФ не ранее чем через два года со дня вступления в должность главы муниципального образования в случае, если высшим должностным лицом субъекта РФ два и более раза вносились в представительный орган муниципального образования и были им отклонены инициативы об удалении главы в отставку.
Седьмым отличием является отсутствие правовой регламентации таких форм, как голосование по отзыву выборных лиц и изменению границ/преобразованию муниципальных образований, вместо них используются публичные слушания и общественные обсуждения, а также отсутствие правовой регламентации как обращение граждан в органы местного самоуправления.
Закон № 33-ФЗ вступил в силу с 19.06.2025, за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 01.01.2027. До этой даты органы местного самоуправления будут осуществлять полномочия в соответствии со статьями 14–18 Федерального закона № 131-ФЗ.
В настоящее время органами государственной власти активно ведется работа по внесению соответствующих изменений в региональное законодательство.
Так, в Хабаровском крае в закон от 26.11.2014 №15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» внесены советующие изменения, при этом сохранена двухуровневая система местного самоуправления. В Еврейской автономной области принят закон области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Еврейской автономной области», который также сохраняет двухуровневую систему местного самоуправления и устанавливает новый порядок формирования представительного органа муниципального образования и срок его полномочий, порядок избрания и срок полномочий главы муниципального образования, порядок предварительного рассмотрения губернатором области и представления представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования.
Ключевым документом для каждого муниципалитета является Устав, который подлежит полной ревизии и приведению в соответствие с новым законом.
В целом, реформа местного самоуправления направлена на повышение эффективности и оптимизацию работы органов местного самоуправления, а также на четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти.
Ольга Давличина, начальник отдела по Еврейской автономной области Управления Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области