Причины формирования «схемных» расхождений по НДС и пути их устранения

Причины формирования «схемных» расхождений по НДС и пути их устранения

Понятие «расхождение по налогу на добавленную стоимость» – это следствие несопоставления сведений об операциях, отраженных налогоплательщиками в Разделе 8 налоговой декларации по НДС, то есть в книге покупок, в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов, со сведениями данных операций, подлежащих отражению продавцом или поставщиком налогоплательщика в Разделе 9 налоговой декларации (книге продаж) при реализации товаров, работ или услуг.

При поступлении декларации в налоговый орган программным комплексом Автоматизированная информационная система «Налог-3», или АИС «Налог-3», проводится данное сопоставление, и устанавливаются несоответствия, противоречия между показателями налогоплательщика и показателями контрагентов либо их отсутствие.
Допущенные при заполнении декларации ошибки, устранение которых не приводит к доплате налога в бюджет, формируют так называемые «технические» расхождения по НДС.
Например, это ошибки в реквизитах счетов-фактур, ошибки в коде вида операции или в реквизитах контрагента.

При выявлении ошибок в декларации контрагента налогоплательщику необходимо в течение 5 рабочих дней представить пояснения.
При представлении пояснений налогоплательщик в соответствии с пунктом 4 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Форма пояснений к налоговой декларации по НДС законодательно не утверждена, поэтому их можно составить в произвольной форме. Пояснения к декларации по НДС составляют и подают в ответ на требование налогового органа в электронной форме.
В случае выявления ошибок в декларации, представленной самим налогоплательщиком, необходимо устранить выявленные расхождения путем представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации. То есть технические расхождения устраняются путем внесения корректировок в данные налоговых деклараций с исправлением ранее допущенных ошибок.

А вот в случае выявления противоречий, несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, налоговым органом истребуются первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговым органом будет установлен факт совершения налогового правонарушения, то есть подтвердится «схемный» характер выявленных расхождений, налогоплательщику необходимо будет исключить из книги покупок счета-фактуры, выставленные проблемными контрагентами, и произвести доплату налога в бюджет.

В случае отказа от добровольного уточнения своих налоговых обязательств должностные лица налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки составят акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
При окончании сроков проведения камеральной налоговой проверки и при установлении несоответствий, а также противоречий между показателями налогоплательщика и показателями контрагентов, по которым подтвержден «схемный» характер расхождений, налоговым органом будут проводиться контрольные мероприятия вне рамок проведения камеральной налоговой проверки.

Вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов и информации относительно конкретной сделки. В этом случае в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе истребовать эти документы и информацию у участников данной сделки или у иных лиц, располагающих такими сведениями.
Требование о предоставлении документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок налогоплательщик может получить в случае выявления расхождений сведений об операциях, отраженных в книгах покупок и продаж в представленных декларациях по НДС, неустраненных в ходе камеральных налоговых проверок, или в случае выявления схемных и «сомнительных» операций у налогоплательщика или его контрагентов.

В данных случаях необходимо будет подтвердить реальность совершенных сделок, представив документы, запрашиваемые налоговым органом, и при выявлении ошибок, допущенных при заполнении декларации по НДС, самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства.
Чтобы оградить себя от получения указанных требований, рекомендуем отказаться от взаимоотношений с «сомнительными» контрагентами и проводить сверку с контрагентами и перед сдачей налоговой декларации, тщательно проверять контрагентов перед заключением сделок на предмет реальной возможности исполнения договорных обязательств, отказаться от услуг компаний, предоставляющих услуги по «оптимизации НДС».

Причина, по которой налоговая служба рекомендует отказаться от услуг компаний, предлагающих «оптимизировать НДС», заключается в том, что расхождения по НДС могут прослеживаться и в налоговых декларациях поставщиков налогоплательщика, что также может быть расценено как злоупотребление агрессивными методами минимизации налоговых обязательств. Если налоговым органом будет доказано, что поставщик налогоплательщика не осуществляет реальную финансово-хозяйственную деятельность, а создан исключительно для обеспечения «входного» НДС, то налогоплательщику в лучшем случае предстоит уточнить свои налоговые обязательства путем исключения из книги покупок операций с проблемным поставщиком и доплатой соответствующей суммы налога в бюджет.
Указанные выше схемы, как правило, используются аудиторскими или консалтинговыми фирмами, предоставляющими услуги по «оптимизации НДС».
Таким образом, обращаясь в сторонние компании с целью уменьшить подлежащий к уплате НДС в бюджет, налогоплательщик становится участником схемы уклонения от уплаты налогов.

Данного рода схемы формируются с участием множества фиктивных фирм, созданных исключительно «на бумаге» и транслирующих «разрывной» НДС от источника разрыва до конечного покупателя – выгодоприобретателя.
Необходимо помнить, что при принятии вычетов по НДС налогоплательщиком налог в конечном итоге в обязательном порядке должен быть уплачен в бюджет.
В настоящее время у налоговых органов имеется достаточное множество инструментов и программных продуктов, позволяющих проследить сумму заявленных вычетов от конечного покупателя до момента ее уплаты в бюджет и наоборот, то есть в случае выявления факта неуплаты НДС или расхождения в налоговой декларации того или иного налогоплательщика, охарактеризованного как «транзитная» фирма, налоговым органом будет инициирован комплекс мероприятий налогового контроля с целью выявления конечного потребителя «разрывного» НДС, осуществляющего реальную финансово-хозяйственную деятельность так называемого выгодоприобретателя.

При выявлении выгодоприобретателя налоговым органом будет сформирована доказательственная база, подтверждающая нереальность сделки, оформленной налогоплательщиком с его проблемным поставщиком, что в дальнейшем может являться предметом выездной налоговой проверки.
В связи с этим в нынешних условиях покупать «бумажный НДС» бессмысленно, так как все отраженные в отчетности операции контролируются на федеральном уровне посредством АИС «Налог-3» и подсистемой данного программного продукта «АСК НДС-2».
С помощью «АСК НДС-2» возможно анализировать и выявлять «проблемных» контрагентов.

Само понятие «Бумажный НДС» — это получение у контрагента-«однодневки» или «транзитера» документов, которые учитываются компанией при определении затрат по налогу на прибыль и вычетов по налогу на добавленную стоимость. При этом деньги в адрес «однодневки» не переводятся. То есть ни товара, ни услуги, ни денег на самом деле нет, поэтому схема и называется «бумажный НДС».

Для видимости реальности сделки контрагент-«однодневка» отражает операцию в книге продаж и сдает налоговую декларацию, в которой отражает реализацию в адрес компании, потребителя «бумажного НДС», который, в свою очередь, также отражает операцию у себя в книге покупок и в налоговой декларации. Однако у контрагента «однодневки» в Разделе 8 декларации по НДС нет каких-либо операций, то есть отсутствует какая-либо финансово-хозяйственная деятельность, по расчетным счетам также отсутствует движение денежных средств, то есть отсутствует товарный и денежный поток, и, как правило, такие компании в большинстве случае созданы незадолго до совершения «фиктивных» сделок.
Заявление вычетов по «проблемным» контрагентам приведет к пристальному вниманию со стороны налоговых органов и организации мероприятий налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, направленных на сбор доказательственной базы по наличию нарушения положений ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
И, как результат, привлечение плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Помимо доначисленных сумм налогов, проверяемому налогоплательщику необходимо будет оплатить начисленную пеню, а также штраф в размере 40% от невыплаченной суммы, так как налоговым органом в ходе налоговой проверки будет доказано, что плательщик умышленно заключил фиктивные сделки.
Другими словами, субъекты хозяйственной деятельности, которые уличены в использовании формального документооборота для минимизации налогообложения по налогу на добавленную стоимость, будут вынуждены оплатить не только доначисленные суммы НДС, но и соответствующие пеню и штрафные санкции. Как правило, такие доплаты в разы выше, чем выгода, полученная от использования «бумажного НДС» по формальным сделкам.
Налоговыми органами Хабаровского края при координации Управления на постоянной основе проводятся мероприятия налогового контроля, направленные на пресечение схемных и «сомнительных» операций, поиск выгодоприобретателей в таких операциях, пресечение деятельности фирм-«однодневок», а также обладающих признаками фиктивно созданных.

Результатами работы в данном направлении являются:

  • представление плательщиками, уличенными в участии в схемных и «сомнительных» операциях, уточненных деклараций по НДС с исключением вычетов по нереальным операциям;
  • значительное снижение количества представленных деклараций по НДС плательщиками, обладающими признаками фиктивно созданных в связи с нецелесообразностью использования схемных операций;
  • снижение расхождений, выявленных программным комплексом «АСК НДС-2» в суммовом и количественном выражении.
Так, за 2021 г. налоговыми органами края проведена работа, направленная на пресечение «схемных» и «сомнительных» операций по НДС, поиску выгодоприобретателей, пресечение деятельности фирм, обладающих признаками фиктивно созданных. В результате проведенной работы дополнительно поступил НДС в бюджет в размере 114,5 млн. руб., из них:
  • на сумму 117,7 млн. руб. в результате представления налогоплательщиками-выгодоприобретателями уточненных деклараций с исключением вычетов по «схемным» операциям;
  • на сумму 27,1 млн. руб. по результатам выездных и камеральных налоговых проверок;
  • на 8,7 млн. руб. налогоплательщиками произведена замена «схемных» вычетов по НДС на реальные;
  • на сумму 2,4 млн. руб. отказано в возмещении по результатам камеральной проверки;
  • также возбуждено 2 уголовных дела на общую сумму 69 млн. рублей.
Подводя итог, отмечу, что снизить налоговую нагрузку при помощи «бумажного НДС» невозможно, но вполне можно получить неприятности.
Кроме того, обращаю внимание, что действия по подаче деклараций по НДС, в которых заявлены вычеты по операциям без фактического их совершения, расцениваются как злоупотребление правом, и данная информация передается налоговыми органами в органы внутренних дел для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного производства.


Дулма Груздева, главный государственный налоговый инспектор контрольно-аналитического отдела УФНС России по Хабаровскому краю

Возврат к списку