(часть 1)
Прибыльность бизнеса зависит от принятых решений, в том числе в части заключения выгодных сделок.
Сегодня мы говорим о расчетах при принятии решения об участии в закупках, регулируемых федеральным законодательством, а именно:
- Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – 44-ФЗ);
- Федеральным законом №223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – 223-ФЗ).
Тендерная деятельность любой организации, как и реализация любого бизнес-проекта, требует определенных расходов.
Чтобы спрогнозировать ожидаемую прибыть от контракта (договора), оценить целесообразность участия, расставить стратегические приоритеты и определить допустимый для компании коэффициент снижения, необходимо в расчетах учесть все сопутствующие затраты на участие в процедуре и расходы, возникающие при исполнении контракта (договора).
Условно классифицируем все расходы на возвратные и невозвратные.
К возвратным относятся расходы, направленные на обеспечительные платежи, при условии, что они совершаются переводом денежных средств участника по установленным реквизитам:
НМЦК |
Размер обеспечения — процент от НМЦК |
До 20 млн руб. |
0,5–1 |
20 млн руб. и более |
0,5–5 |
Учреждения и предприятия УИС или организации инвалидов, при любом размере НМЦК |
0,5 |
Государственные, муниципальные учреждения |
Не предоставляют |
Ситуация 1: Предприниматель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, оформил перевод денежных средств на спецсчет за 1 день до срока окончания подачи заявок. Заявка не была принята в связи с отсутствием денежных средств на спецсчете.
Причина: Участник не учел сроки проведения банковских операций (3 банковских дня). А поскольку имел место межбанковский перевод денежных средств, то зачисление произошло по регламенту банка, но позже установленного срока на подачу заявки. Участие в закупке не состоялось.
Ситуация 2: Предприниматель оформил заявку на участие в электронном аукционе и своевременно пополнил спецсчет на необходимую сумму. Заявка не была принята в связи с отсутствием денежных средств на спецсчете.
Причина: В период оформления и подачи заявки со спецсчета был совершен платеж. Соответственно, на момент запроса ЭТП в банк на блокирование денежных средств в достаточном количестве на спецсчете не оказалось. Участие в закупке состоялось после экстренного пополнения спецсчета. В процедурах 223-ФЗ размер обеспечения заявки определяется Положением о закупках заказчика. Здесь заказчик вправе установить для СМП обеспечение заявки при цене договора от 5 млн руб. Если заказчик входит в число организаций из постановления Правительства от 11.12.2014 № 1352, размер обеспечения составит до 2% начальной (максимальной) цены договора (ч. 27 ст. 3.2 223-ФЗ, п. 23 Положения из Постановления № 1352).
Ситуация: Заказчик опубликовал электронный аукцион с требованием обеспечения заявки в сумме 300 000 рублей, что составляло 1% от НМЦД. Предприниматель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, обратил внимание на сумму обеспечительного платежа и обратился в УФАС в связи с нарушением законодательства. Жалоба была признана обоснованной, в закупочную документацию внесены изменения.
Причина: Положение о закупках Заказчика устанавливало правило определения размера обеспечения заявки при объявлении электронного аукциона в размере 1% от НМЦД, но не более 30 000 рублей. Таким образом, имело место нарушение, повлекшее за собой ограничение конкуренции. Участие в закупке принято. Участники закупки обеспечивают заявку денежным залогом или независимой гарантией (далее - НГ). Какой именно способ выбрать – участники закупки решают самостоятельно (ч.2 ст.44 44-ФЗ и ч.12 ст.3.4 223-ФЗ).
Ситуация 1: Предприниматель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подал документы на получение НГ. Заявка была принята, но затем отклонена в связи с отсутствием реестровой записи о выданной НГ в реестре НГ.
Причина: Участник не учел сроки согласования-выдачи-внесения записи в реестр НГ. Поскольку банк обязан в течение 1 суток с момента выдачи НГ внести запись в реестр НГ, а документ был получен за 2 часа до окончания срока подачи заявок, то на момент проверки запись в реестре еще не была отражена. Отклонение правомерное. В данном случае права участника удалось восстановить и подать свое предложение предприниматель смог.
Ситуация 2: Предприниматель, оформляя заявку на участие в электронном аукционе, рассчитывал на оформление НГ.
Заявка не была принята в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счете участника.
Причина: Предприниматель невнимательно ознакомился с условиями участия в процедуре - согласно Положению о закупках заказчика и регламенту ЭТП обеспечение заявки в данном случае предоставлялось только путем перечисления денежных средств на лицевой счет участника закупки, по реквизитам из личного кабинета на ЭТП. Участие в закупке не состоялось.
Обеспечение исполнения контракта
Заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта при любой закупке – независимо от способа выбора поставщика, НМЦК и других условий контракта. Однако есть исключения – случаи, когда заказчик вправе, а не обязан требовать обеспечение, и случаи, когда требовать обеспечение нельзя.
До конца 2024 года заказчики могут не устанавливать требование обеспечить исполнение контракта и гарантийных обязательств. Правило не применяется, если в контракте предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению (ч.64.1 ст.112 44-ФЗ).
Обеспечение могут не вносить участники, с которыми заключается контракт по итогам закупок с ограничением для СМП и СОНО, если они подтвердили опыт работы по исполнению госконтрактов:
информация из реестра контрактов;
необходимо представить три контракта, которые участник исполнил без неустоек;
правопреемство не учитывается;
должны быть контракты, исполненные участником в течение трех лет до даты подачи заявки;
сумма цен трех контрактов – не меньше НМЦК или максимального значения цены контракта в извещении.
Ситуация 1: Победитель по итогам торгов приложил в качестве подтверждения предоставления обеспечения исполнения контракта копию платежного поручения с отметкой банка. Контракт не был подписан заказчиком, а предприниматель был признан уклонившимся от подписания контракта.
Причина: Участник – СМП – рассчитывал сумму обеспечительного платежа в процентах от цены контракта, хотя закупка проводилась на общих основаниях. Таким образом, сумма переведенных денежных средств оказалась меньше установленного размера обеспечительного платежа. Право заключения контракта перешло к участнику, занявшему 2 место. Предприниматель был приглашен в УФАС для выяснения обстоятельств, повлекших за собой обращение Заказчика о внесении его в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП). Если контрактом предусмотрено казначейское сопровождение, Заказчик вправе не устанавливать обеспечение контракта или его размер не должен превышать 10% от НМЦК. В закупках на строительство устанавливают пониженное обеспечение:
НМЦК, цена контракта |
Размер обеспечения |
Меньше 1 млрд руб. |
20% НМЦК, цены контракта с ед. поставщиком, уменьшенной на размер аванса |
1 млрд руб. и более |
15% НМЦК, цены контракта с ед. поставщиком, уменьшенной на размер аванса |
Если в ходе закупки участник планирует/допустил снижение НМЦК на 25% и выше, применяются антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ. Победитель должен подтвердить добросовестность или представить обеспечение в 1,5 раза выше, чем предусмотрено в извещением о закупке.
Ситуация: Предприниматель заранее согласовал с банком возможность выдачи НГ, в ходе торгов занял первое место. Контракт не был подписан, а предприниматель признан уклонившимся от подписания контракта.
Причина: В ходе торгов было допущено снижение цены более 25%, а следовательно, применению подлежат антидемпинговые меры. При обращении в банк за выдачей НГ на сумму, в 1,5 раза превышающую установленный размер обеспечения контракта, в извещении был получен отказ. В течение срока, выделенного на подписание контракта поставщиком, изыскать денежные средства в нужном объеме или оформить НГ в другом банке так и не удалось. Победитель закупки имеет право выбирать способ обеспечения контракта: предоставить независимую гарантию или внести деньги на счет заказчика в Федеральном казначействе (ч. 3 ст.96 44-ФЗ).
Ситуация: Предприниматель оформил НГ на обеспечение исполнения контракта. Контракт не был подписан заказчиком, а предприниматель признан уклонившимся от подписания контракта.
Причина: Участник не проверил проект НГ перед выпуском. В результате итоговый документ не содержал одного из необходимых условий, установленных заказчиком. Предприниматель был признан уклонившимся от заключения контракта.
Обеспечение гарантийных обязательств
Заказчик вправе потребовать от контрагента обеспечить гарантийные обязательства – требования к гарантии качества, гарантийному сроку, гарантийному обслуживанию. Данное требование должно быть установлено в извещении о закупке, в документации, если она предусмотрена законом, в приглашении на закрытую закупку и в контракте (ч.4 ст.33, ч.1 ст.96 44-ФЗ). Контрагент предоставляет обеспечение после полного исполнения контракта и до подписания документов о приемке (ч.7.1 ст.94 44-ФЗ).
Ситуация: Предприниматель внес обеспечение исполнения контракта путем перечисления денежных средств на счет заказчика. После выполнения работ по контракту было принято решение о возврате обеспечения исполнения контракта в полном объеме (т.е. не оставлять 5% от ОИК на счете заказчика в качестве обеспечения гарантийных обязательств). Поставщик оформил НГ перед подписанием закрывающих документов. В результате контракт исполнен, оплата получена, денежные средства, направленные на обеспечение исполнения контракта, вернулись в оборот в полном объеме.
Требовать обеспечение гарантийных обязательств – это право заказчика, а не обязанность. Поэтому не для каждой закупки установлено данное требование (ч. 2.2 ст.96 44-ФЗ). В 44-ФЗ предусмотрен один случай, когда нельзя требовать обеспечение гарантийных обязательств – при проведении закупки среди СМП и СОНО и если участник подтвердил опыт исполнения контрактов при подписании контракта (ч. 8.1 ст.96 44-ФЗ).
Размер обеспечения гарантийных обязательств – до 10% НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком. Если количество товаров или объем работ, услуг определить невозможно, обеспечение рассчитывается от максимальной цены контракта (ч. 24 ст.22, ч. 2.2 ст. 96 44-ФЗ). Контрагент самостоятельно выбирает, каким способом обеспечить гарантийные обязательства: предоставить независимую гарантию или внести деньги на счет заказчика в Федеральном казначействе.При исполнении гарантийных обязательств поставщик вправе изменить способ обеспечения или предоставить новое обеспечение. Уменьшать размер обеспечения нельзя (ч. 3 и 7 ст. 96 44-ФЗ).
Обеспечение возврата аванса
Гарантия, которая выдается по поручению поставщика заказчику и обеспечивает возврат суммы уплаченного аванса в случае, если поставщик не исполняет свои обязательства по поставке товара. Обеспечение возврата аванса предусматривается отдельными заказчиками по 223-ФЗ и требуется, в основном, на всю сумму авансового платежа, в отдельных случаях может уменьшаться по мере поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Ситуация: Предприниматель был признан победителем по итогам проведения конкурса. После подписания контракта должен был приступить к работе в установленный срок. Однако возникла задержка в оформлении НГ на возврат аванса по договору. Поставщик приступил к работе своевременно, выделив на начало работ по контракту собственные денежные средства. Аванс был получен только после предоставления Заказчику соответствующей НГ.
Порядок авансирования в законе 223-ФЗ не прописан. Такой порядок заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, он не должен противоречить ГК (ч.1 ст.2 223-ФЗ, письмо от 25.05.2016 № Д28и-1371). Во всех случаях информация, касающаяся обеспечения заявки (требования, размера, способа) содержится в закупочной документации.
Таким образом, зная требования заказчика, статус участника закупки, предусмотренные законом преимущества, можно рассчитать сумму, необходимую для участия в закупке и исполнения контракта, подлежащую возврату, и сориентироваться по срокам ее возвращения в оборот компании.
Мы рассмотрели особенности возвратных расходов. В следующем номере поговорим о невозвратных расходах.
Ольга Жменько, директор ООО «Консалтинговая компания «Государевъ заказ», заместитель председателя Общественного совета Комитета госзаказа Правительства Хабаровского края