Государственные закупки: Какие затраты учесть, как сэкономить, какая существует поддержка предпринимательства по закупкам в Хабаровском крае

Государственные закупки: Какие затраты учесть, как сэкономить, какая существует поддержка предпринимательства по закупкам в Хабаровском крае

(часть 1)

Прибыльность бизнеса зависит от принятых решений, в том числе в части заключения выгодных сделок.
Сегодня мы говорим о расчетах при принятии решения об участии в закупках, регулируемых федеральным законодательством, а именно:
- Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – 44-ФЗ);
- Федеральным законом №223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – 223-ФЗ).
Тендерная деятельность любой организации, как и реализация любого бизнес-проекта, требует определенных расходов.

Чтобы спрогнозировать ожидаемую прибыть от контракта (договора), оценить целесообразность участия, расставить стратегические приоритеты и определить допустимый для компании коэффициент снижения, необходимо в расчетах учесть все сопутствующие затраты на участие в процедуре и расходы, возникающие при исполнении контракта (договора).
Условно классифицируем все расходы на возвратные и невозвратные.
К возвратным относятся расходы, направленные на обеспечительные платежи, при условии, что они совершаются переводом денежных средств участника по установленным реквизитам:

  • обеспечение заявки;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • обеспечение гарантийных обязательств;
  • обеспечение возврата аванса.

Обеспечение заявки

По 44-ФЗ (ч. 2, 3 ст. 44) размер обеспечения заявки зависит от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и варьируется в пределах:

НМЦК

Размер обеспечения — процент от НМЦК

До 20 млн руб.

0,5–1

20 млн руб. и более

0,5–5

Учреждения и предприятия УИС или организации инвалидов, при любом размере НМЦК

0,5

Государственные, муниципальные учреждения

Не предоставляют


Конечно, на любом этапе участия существуют риски, и соблюдение требования о внесении обеспечительного платежа также необходимо контролировать.

Ситуация 1: Предприниматель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, оформил перевод денежных средств на спецсчет за 1 день до срока окончания подачи заявок. Заявка не была принята в связи с отсутствием денежных средств на спецсчете.

Причина: Участник не учел сроки проведения банковских операций (3 банковских дня). А поскольку имел место межбанковский перевод денежных средств, то зачисление произошло по регламенту банка, но позже установленного срока на подачу заявки. Участие в закупке не состоялось.

Ситуация 2: Предприниматель оформил заявку на участие в электронном аукционе и своевременно пополнил спецсчет на необходимую сумму. Заявка не была принята в связи с отсутствием денежных средств на спецсчете.

Причина: В период оформления и подачи заявки со спецсчета был совершен платеж. Соответственно, на момент запроса ЭТП в банк на блокирование денежных средств в достаточном количестве на спецсчете не оказалось. Участие в закупке состоялось после экстренного пополнения спецсчета. В процедурах 223-ФЗ размер обеспечения заявки определяется Положением о закупках заказчика. Здесь заказчик вправе установить для СМП обеспечение заявки при цене договора от 5 млн руб. Если заказчик входит в число организаций из постановления Правительства от 11.12.2014 № 1352, размер обеспечения составит до 2% начальной (максимальной) цены договора (ч. 27 ст. 3.2 223-ФЗ, п. 23 Положения из Постановления № 1352).

Ситуация: Заказчик опубликовал электронный аукцион с требованием обеспечения заявки в сумме 300 000 рублей, что составляло 1% от НМЦД. Предприниматель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, обратил внимание на сумму обеспечительного платежа и обратился в УФАС в связи с нарушением законодательства. Жалоба была признана обоснованной, в закупочную документацию внесены изменения.

Причина: Положение о закупках Заказчика устанавливало правило определения размера обеспечения заявки при объявлении электронного аукциона в размере 1% от НМЦД, но не более 30 000 рублей. Таким образом, имело место нарушение, повлекшее за собой ограничение конкуренции. Участие в закупке принято. Участники закупки обеспечивают заявку денежным залогом или независимой гарантией (далее - НГ). Какой именно способ выбрать – участники закупки решают самостоятельно (ч.2 ст.44  44-ФЗ и ч.12 ст.3.4 223-ФЗ).

Ситуация 1: Предприниматель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подал документы на получение НГ. Заявка была принята, но затем отклонена в связи с отсутствием реестровой записи о выданной НГ в реестре НГ.

Причина: Участник не учел сроки согласования-выдачи-внесения записи в реестр НГ. Поскольку банк обязан в течение 1 суток с момента выдачи НГ внести запись в реестр НГ, а документ был получен за 2 часа до окончания срока подачи заявок, то на момент проверки запись в реестре еще не была отражена. Отклонение правомерное. В данном случае права участника удалось восстановить и подать свое предложение предприниматель смог.

Ситуация 2: Предприниматель, оформляя заявку на участие в электронном аукционе, рассчитывал на оформление НГ.

Заявка не была принята в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счете участника.

Причина: Предприниматель невнимательно ознакомился с условиями участия в процедуре - согласно Положению о закупках заказчика и регламенту ЭТП обеспечение заявки в данном случае предоставлялось только путем перечисления денежных средств на лицевой счет участника закупки, по реквизитам из личного кабинета на ЭТП. Участие в закупке не состоялось.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта при любой закупке – независимо от способа выбора поставщика, НМЦК и других условий контракта. Однако есть исключения – случаи, когда заказчик вправе, а не обязан требовать обеспечение, и случаи, когда требовать обеспечение нельзя.

До конца 2024 года заказчики могут не устанавливать требование обеспечить исполнение контракта и гарантийных обязательств. Правило не применяется, если в контракте предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению (ч.64.1 ст.112 44-ФЗ).

Обеспечение могут не вносить участники, с которыми заключается контракт по итогам закупок с ограничением для СМП и СОНО, если они подтвердили опыт работы по исполнению госконтрактов:

  • информация из реестра контрактов;

  • необходимо представить три контракта, которые участник исполнил без неустоек;

  • правопреемство не учитывается;

  • должны быть контракты, исполненные участником в течение трех лет до даты подачи заявки;

  • сумма цен трех контрактов – не меньше НМЦК или максимального значения цены контракта в извещении.


Размер обеспечения контракта составляет от 0,5% до 30% НМЦК, но не может быть меньше аванса. При этом, если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения контракта устанавливают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса. Когда контракт заключается по результатам закупки только среди СМП, вместо НМЦК расчет проводится исходя из цены контракта.

Ситуация 1: Победитель по итогам торгов приложил в качестве подтверждения предоставления обеспечения исполнения контракта копию платежного поручения с отметкой банка. Контракт не был подписан заказчиком, а предприниматель был признан уклонившимся от подписания контракта.

Причина: Участник – СМП – рассчитывал сумму обеспечительного платежа в процентах от цены контракта, хотя закупка проводилась на общих основаниях. Таким образом, сумма переведенных денежных средств оказалась меньше установленного размера обеспечительного платежа. Право заключения контракта перешло к участнику, занявшему 2 место. Предприниматель был приглашен в УФАС для выяснения обстоятельств, повлекших за собой обращение Заказчика о внесении его в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП). Если контрактом предусмотрено казначейское сопровождение, Заказчик вправе не устанавливать обеспечение контракта или его размер не должен превышать 10% от НМЦК. В закупках на строительство устанавливают пониженное обеспечение:

НМЦК, цена контракта

Размер обеспечения

Меньше 1 млрд руб.

20% НМЦК, цены контракта с ед. поставщиком, уменьшенной на размер аванса

1 млрд руб. и более

15% НМЦК, цены контракта с ед. поставщиком, уменьшенной на размер аванса






Если в ходе закупки участник планирует/допустил снижение НМЦК на 25% и выше, применяются антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ. Победитель должен подтвердить добросовестность или представить обеспечение в 1,5 раза выше, чем предусмотрено в извещением о закупке.

Ситуация: Предприниматель заранее согласовал с банком возможность выдачи НГ, в ходе торгов занял первое место. Контракт не был подписан, а предприниматель признан уклонившимся от подписания контракта.

Причина: В ходе торгов было допущено снижение цены более 25%, а следовательно, применению подлежат антидемпинговые меры. При обращении в банк за выдачей НГ на сумму, в 1,5 раза превышающую установленный размер обеспечения контракта, в извещении был получен отказ. В течение срока, выделенного на подписание контракта поставщиком, изыскать денежные средства в нужном объеме или оформить НГ в другом банке так и не удалось. Победитель закупки имеет право выбирать способ обеспечения контракта: предоставить независимую гарантию или внести деньги на счет заказчика в Федеральном казначействе (ч. 3 ст.96 44-ФЗ).

Ситуация: Предприниматель оформил НГ на обеспечение исполнения контракта. Контракт не был подписан заказчиком, а предприниматель признан уклонившимся от подписания контракта.

Причина: Участник не проверил проект НГ перед выпуском. В результате итоговый документ не содержал одного из необходимых условий, установленных заказчиком. Предприниматель был признан уклонившимся от заключения контракта.

Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик вправе потребовать от контрагента обеспечить гарантийные обязательства – требования к гарантии качества, гарантийному сроку, гарантийному обслуживанию. Данное требование должно быть установлено в извещении о закупке, в документации, если она предусмотрена законом, в приглашении на закрытую закупку и в контракте (ч.4 ст.33, ч.1 ст.96 44-ФЗ). Контрагент предоставляет обеспечение после полного исполнения контракта и до подписания документов о приемке (ч.7.1 ст.94 44-ФЗ).

Ситуация: Предприниматель внес обеспечение исполнения контракта путем перечисления денежных средств на счет заказчика. После выполнения работ по контракту было принято решение о возврате обеспечения исполнения контракта в полном объеме (т.е. не оставлять 5% от ОИК на счете заказчика в качестве обеспечения гарантийных обязательств). Поставщик оформил НГ перед подписанием закрывающих документов. В результате контракт исполнен, оплата получена, денежные средства, направленные на обеспечение исполнения контракта, вернулись в оборот в полном объеме.

Требовать обеспечение гарантийных обязательств – это право заказчика, а не обязанность. Поэтому не для каждой закупки установлено данное требование (ч. 2.2 ст.96 44-ФЗ). В 44-ФЗ предусмотрен один случай, когда нельзя требовать обеспечение гарантийных обязательств – при проведении закупки среди СМП и СОНО и если участник подтвердил опыт исполнения контрактов при подписании контракта (ч. 8.1 ст.96 44-ФЗ).

Размер обеспечения гарантийных обязательств – до 10% НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком. Если количество товаров или объем работ, услуг определить невозможно, обеспечение рассчитывается от максимальной цены контракта (ч. 24 ст.22, ч. 2.2 ст. 96 44-ФЗ). Контрагент самостоятельно выбирает, каким способом обеспечить гарантийные обязательства: предоставить независимую гарантию или внести деньги на счет заказчика в Федеральном казначействе.При исполнении гарантийных обязательств поставщик вправе изменить способ обеспечения или предоставить новое обеспечение. Уменьшать размер обеспечения нельзя (ч. 3 и 7 ст. 96 44-ФЗ).

Обеспечение возврата аванса

Гарантия, которая выдается по поручению поставщика заказчику и обеспечивает возврат суммы уплаченного аванса в случае, если поставщик не исполняет свои обязательства по поставке товара. Обеспечение возврата аванса предусматривается отдельными заказчиками по 223-ФЗ и требуется, в основном, на всю сумму авансового платежа, в отдельных случаях может уменьшаться по мере поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Ситуация: Предприниматель был признан победителем по итогам проведения конкурса. После подписания контракта должен был приступить к работе в установленный срок. Однако возникла задержка в оформлении НГ на возврат аванса по договору. Поставщик приступил к работе своевременно, выделив на начало работ по контракту собственные денежные средства. Аванс был получен только после предоставления Заказчику соответствующей НГ.

Порядок авансирования в законе 223-ФЗ не прописан. Такой порядок заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, он не должен противоречить ГК (ч.1 ст.2 223-ФЗ, письмо от 25.05.2016 № Д28и-1371). Во всех случаях информация, касающаяся обеспечения заявки (требования, размера, способа) содержится в закупочной документации.

Таким образом, зная требования заказчика, статус участника закупки, предусмотренные законом преимущества, можно рассчитать сумму, необходимую для участия в закупке и исполнения контракта, подлежащую возврату, и сориентироваться по срокам ее возвращения в оборот компании.

Мы рассмотрели особенности возвратных расходов. В следующем номере поговорим о невозвратных расходах.


Ольга Жменько, директор ООО «Консалтинговая компания «Государевъ заказ», заместитель председателя Общественного совета Комитета госзаказа Правительства Хабаровского края

Возврат к списку