Налоговые риски: дробление бизнеса

Налоговые риски: дробление бизнеса

Дробление бизнеса – это один из основных способов, который используют налогоплательщики для того, чтобы оптимизировать свои расходы и снизить налоговое бремя.
При этом в большинстве случаев такая оптимизация приводит к тому, что налогоплательщика начинают подозревать в незаконных действиях, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. В результате налогоплательщику пересчитывают налоговые обязательства, вменяют пеню и штрафные санкции, а виновных лиц при размере доначислений свыше 15 млн руб. привлекают к уголовной ответственности.

С целью предупреждения вышеуказанных последствий Федеральной налоговой службой в августе 2017 года было выпущено письмо (11.08.2017 № СА-4-7/15895@), в котором по результату проведенного предварительного анализа судебно-арбитражной практики были выделены 17 общих признаков, свидетельствующих о применении хозяйствующими субъектами схемы дробления бизнеса.
Несмотря на то что прошло уже почти 5 лет, указанные в письме ФНС России признаки актуальны и в настоящее время, за тем лишь исключением, что в каждом конкретном случае налоговые органы индивидуально оценивают обстоятельства, установленные в ходе проводимых мероприятий налогового контроля.
Стоит напомнить, что одновременно с выходом вышеуказанного письма ФНС России вступила в силу статья 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой законодательно были закреплены «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

В письмах и рекомендациях ФНС России, которые вышли после вступления в силу данной статьи, было указано в том числе и о том, что схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном «дроблении» бизнеса, является не чем иным, как «агрессивным» механизмом налоговой оптимизации и свидетельствует об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды (письма ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», от 11.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»).
На протяжении всего времени, начиная с 2017 года, налоговая служба обращает внимание хозяйствующих субъектов на наличие признаков, которые в совокупности могут свидетельствовать о применении налогоплательщиками незаконной оптимизации в виде незаконного дробления своего бизнеса.

Только УФНС России по Хабаровскому краю в 2018, 2019 и 2020 годах проводились публичные слушанья, в ходе которых были озвучены признаки и риски «незаконного дробления». На примерах, полученных в ходе проведения контрольных мероприятий, и с учетом позиций судов, налоговые органы пытались обратить внимание слушателей на недопустимость использования одной из «агрессивных» схем ухода от налогообложения - «незаконного дробления бизнеса».
Кроме того, еще в 2018 году в новостном блоке сайта ФНС России в сегменте Хабаровского края опубликованы критерии для самостоятельной оценки рисков, указывающих на наличие «дробления бизнеса».

Неоднократно налоговые органы края обращали внимание на возможность самостоятельной корректировки налоговых обязательств налогоплательщиками путем подачи уточненных налоговых деклараций. Вместе с тем, несмотря на общедоступность информации, отсутствие в течение последних 5 лет каких-либо глобальных изменений в подходах налоговых органов к выявлению схем «незаконного дробления бизнеса», многие хозяйствующие субъекты не пересмотрели свою модель ведения бизнеса и не отказались от незаконной оптимизации.

Ряд хозяйствующих субъектов не отказался от незаконной схемы даже после того, как налоговые органы края пригласили руководителей этих хозяйствующих субъектов и при встрече раскрыли факты, свидетельствующие об умышленных действиях руководителя, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, путем применения незаконных механизмов налоговой оптимизации.
Бездействие руководителей хозяйствующих субъектов привело к тому, что в отношении данных субъектов были проведены выездные налоговые проверки, по результатам которых доначислены налоги, пеня и штрафные санкции. Только за 2021 год из доначисленых по выездным налоговым проверкам 914 млн руб., 70%, или 635 млн рублей, приходится на доначисления по выездным налоговым проверкам, в которых установлены схемы дробления бизнеса.

Так, начиная с 2017 года по настоящее время, налоговыми органами Хабаровского края проведена 21 выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщиков, применяющих незаконные схемы дробления бизнеса, такие как: замена общей системы налогообложения на специальные налоговые режимы; а также замена трудовых отношений на гражданско-правовые. Доначисленная сумма составила почти 1 млрд рублей.
Самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства и отказались от незаконной схемы ведения бизнеса после проведенных налоговыми органами комиссий 14 хозяйствующих субъектов на общую сумму 724 млн рублей.

Хотелось бы отметить, что на сегодня в Российской Федерации сформирована достаточно обширная судебная практика, связанная именно с рассмотрением материалов, в которых указано о применении налогоплательщиками «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации, в виде создания схем «дробления бизнеса».
В судах достаточно серьезно относятся к выводам налоговых органов, отраженным в решениях, вынесенных по результатам налоговых проверок.
Всесторонне оценивая доводы как налогоплательщиков, так и налоговых органов, суды тщательно изучают факты, подтверждающие наличие признаков, свидетельствующих о дроблении бизнеса, обращая внимание на наличие самостоятельности всех участников и деловую цель разделения бизнеса.
Давая оценку материалам налоговых проверок, суды не всегда принимают сторону налогового органа, вместе с тем в большинстве случаев судебные решения рассматриваются в пользу налогового органа, так как, начиная с 2017 года, налоговые органы набрались опыта в выявлении и доказывании схем незаконного «дробления бизнеса».
В Хабаровском крае на сегодня 4 выездные налоговые проверки, которые прошли все стадии обжалования в судах, все они поддержаны в судебных инстанциях, 2 материала сейчас находятся в суде в первой инстанции.

Кроме того, у налоговых органов края имелась возможность познакомиться с материалами налоговых проверок, в которых были отражены нарушения, связанные с «незаконным дроблением бизнеса» других регионов.
По результатам ознакомления с ними сделан вывод о том, что для установления фактов, свидетельствующих о применении налогоплательщиками незаконных схем «дробления бизнеса», все налоговые органы, используя свои права и обязанности, установленные НК РФ, проводят мероприятия по сбору доказательств, направленных на выявление умысла в действиях налогоплательщика при установлении признаков «дробления бизнеса», приведенных в письме ФНС России в 2017 году. В связи с чем установление каких-либо особых алгоритмов, применяемых при объединении бизнеса, не требуется.

УФНС России по Хабаровскому краю рекомендует бизнесу самостоятельно оценивать свои риски с помощью электронного сервиса ФНС России «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки», который размещен в сервисе «Прозрачный бизнес», а также прислушиваться и принимать к сведению информацию, которую доводят налоговые органы как через информационные ресурсы, так и при проводимых встречах. Все это будет только способствовать избеганию дополнительных доначислений по результатам проверок и дополнительных затрат, связанных с оплатой юридических услуг.

Кроме того, своевременное выявление схемы, своевременная корректировка налоговых обязательств способствует тому, что налогоплательщик не утратит возможность уточнить налоговые обязательства других участников схемы дробления бизнеса и вернуть себе уплаченные ранее этими участниками суммы налогов в пределах сроков, установленных ст. 78 НК РФ для подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, страховых взносов, пени и штрафа.
В связи с настоящей нелегкой обстановкой и принятым государством рядом законопроектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, УФНС России по Хабаровскому краю рекомендует не поддаваться соблазну и не начинать дробить крупный бизнес на мелкий с одной лишь целью - получить от государства помощь в качестве малого и среднего предпринимательства, так как рано или поздно эти действия станут известны, и тогда избежать налоговой и уголовной ответственности будет невозможно.

Елена Карась, заместитель начальника контрольного отдела УФНС России по Хабаровскому краю

Возврат к списку