Унитарные предприятия Хабаровского края будут ликвидированы или преобразованы до 1 января 2025 года

В России проходит реформа унитарных предприятий, их число сокращается. В силу положений статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.

С 08 января 2020 года введен общий запрет на создание унитарных предприятий и определен закрытый перечень исключений из этого запрета. При этом в соответствии с положениями Закона № 485-ФЗ к исключениям отнесены, в том числе, деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти для нужд обороны и безопасности, в сферах естественных монополий, в районах Крайнего Севера, в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, за пределами территории Российской Федерации, в области обращения с радиоактивными отходами.
Реализация Закона № 485-ФЗ позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества. В настоящее время значительная часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией, таких как водоснабжение, теплоснабжение, управление жилым фондом, торговля, строительство, предоставление услуг, но имеет преимущества по сравнению с другими участниками, например, получая субсидии из бюджета. И такое положение вещей ограничивает конкуренцию на рынке.

Часто муниципальные унитарные предприятия неэффективно используют муниципальное имущество, имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, несвязанных объектов. Эти объекты сдаются в аренду, при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности.
Предполагается, что реформа поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.

Порядок ликвидации унитарного предприятия определен Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и иными нормативными правовыми актами.
При определении перечня унитарных предприятий, подлежащих реорганизации или ликвидации необходимо исходить из предусмотренных законом запретов на осуществление деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках, с учетом установленных исключений (часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

При принятии решения о преобразовании унитарных предприятий необходимо определить организационно-правовую форму юридического лица, в которое планируется реорганизовать унитарное предприятие:

  • коммерческая организация (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью);
  • некоммерческая организация (бюджетное, казенное учреждение).
При определении способа преобразования рекомендуется исходить из целей создания предприятия, видов фактически осуществляемых им деятельности, необходимости обеспечения исполнения органом власти социальных функций, эффективности деятельности предприятия.

Предлагаются следующие способы преобразования унитарных предприятий:
  • преобразование унитарных предприятий, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках, в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, в том числе с сохранением контрольного пакета акций или долей (до 100% участия) за государством или муниципалитетом. Указанный способ преобразования рекомендуется применять в случае, если целью вновь создаваемой организации будет являться получение дохода от осуществляемой деятельности. Преобразование предприятия в акционерное общество установит для него юридический статус, соответствующий требованиям рыночной экономики. Акционерная форма способствует привлечению нового капитала для модернизации и расширения производства;
  • преобразование унитарного предприятия в учреждение рекомендуется в случае необходимости решения социальных задач и тогда, когда в качестве основной цели деятельности вновь создаваемой организации не предполагается получение дохода. Преобразование унитарного предприятия в учреждение позволит обеспечить решение социальных задач при усилении контроля за его деятельностью и повышении прозрачности расходования бюджетных средств.
Унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции, подлежат ликвидации до истечения переходного периода, срок которого установлен Законом № 485-ФЗ, а именно до 1 января 2025 года.
В 2020 году на территории Хабаровского края было зарегистрировано 110 унитарных предприятий в 17 муниципальных образованиях, в том числе 3 краевых государственных унитарных предприятия и 107 муниципальных унитарных предприятий.

На территории Хабаровского края ликвидируются не все унитарные предприятия, значимые предприятия продолжат работу на территории края. Каждый муниципальный район самостоятельно принимает решение по выбору организационной формы преобразуемых предприятий с учетом потребностей районов.
В соответствии с планом-графиком реформирования государственных и муниципальных унитарных предприятий, утвержденным губернатором Хабаровского края, подлежат ликвидации – 11 предприятий, преобразованию в хозяйственные общества – 7 предприятий, преобразованию в учреждения – 5 предприятий, находятся в процедуре банкротства – 13 предприятий, подлежат сохранению – 63 предприятия.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ежемесячно проводит анализ исполнения контрольных показателей, утвержденных в плане-графике реформирования унитарных предприятий на территории Хабаровского края, осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по исполнению плана-графика.

Подходит к завершению 2024 год, мероприятия плана-графика по ликвидации, реорганизации муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества, учреждения на территории Хабаровского края завершены в полном объеме. В рамках выполнения мероприятий из Единого государственного реестра юридических лиц исключены сведения в отношении 23 унитарных предприятий.
Кроме того, в план-график мероприятий по банкротству включены 13 муниципальных унитарных предприятий, в отношении муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» мероприятия завершены, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц исключены в связи с завершением процедуры конкурсного производства.
Стоит отметить, что органы местного самоуправления Хабаровского края в случае необходимости получения ответов на проблемные вопросы, например, о создании новых унитарных предприятий или об изменении видов деятельности унитарных предприятий, соответствующих антимонопольному законодательству, могут использовать процедуру запроса в антимонопольный орган. Запросы направляются по специальной форме, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.02.2020 № 150/20 «Об утверждении формы запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству» с приложением необходимых документов.

За период проведения реформы в Хабаровское УФАС России поступили 5 запросов глав муниципальных образований Хабаровского края о выдаче заключений о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству. По всем запросам антимонопольным органом даны положительные заключения, в связи с тем, что вновь созданные унитарные предприятия, деятельность которых заключается в обеспечении товарами, работами, услугами населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подпадают под исключение, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О защите конкуренции".

В случае нарушения запрета на создание предприятия или осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, унитарное предприятие подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия, кроме того, должностные лица, допустившие нарушение установленных сроков по реформированию унитарных предприятий, не подлежащих сохранению, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях профилактики нарушений антимонопольного законодательства органами власти при проведении реформы унитарных предприятий на сайте ФАС России в разделе «Национальный план развития конкуренции» реализована техническая возможность проведения самоконтроля реорганизации, ликвидации унитарных предприятий.
Хабаровское УФАС России обращает внимание собственников имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий о необходимости выполнения указанных выше мероприятий до 1 января 2025 года.


Ирина Субботина, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС Росси

Возврат к списку