Госзакупки в Хабаровском крае

Госзакупки в Хабаровском крае

Региональный информационный центр КонсультантПлюс в городе Хабаровске является участником Программы информационного сотрудничества с органами власти и управления Хабаровского края. В рамках Программы региональный центр организует некоммерческие информационные семинары по вопросам налогового, гражданского, трудового права, а также по вопросам правоприменительной практики для специалистов краевых учреждений и организаций.

25 октября состоялся семинар на тему «Организация государственных закупок по Закону № 44-ФЗ с учетом последних изменений в законодательстве». Мероприятие прошло совместно с Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края – давним информационным партнером регионального центра КонсультантПлюс. Спикером выступил Виктор ГРУДЕВ, начальник отдела экспертно-аналитической работы Комитета. Об изменениях в законодательстве в сфере закупок, их влиянии на работу Комитета, особенностях закупок в Хабаровском крае – наша беседа с Виктором Валентиновичем.

- Виктор Валентинович, полномочия Комитета, его функции и задачи определены Положением о комитете. Как бы вы обозначили основные задачи отдела экспертно-аналитической работы?
- Основные задачи нашего отдела – реализация принципов контрактной системы в крае. Для этого мы занимаемся анализом изменений в регулировании контрактной системы, доводим их до заказчиков, в случаях, установленных для субъектов Российской Федерации, разрабатываем правовые акты в сфере контрактных отношений именно на региональном уровне. Также осуществляем представительство интересов Комитета в антимонопольных органах и судах.

- Законодательство в сфере закупок - одно из наиболее динамично меняющихся. Какие из произошедших за два последних года изменений вы выделяете и почему?
- Изменений было очень много. В целом, они направлены на унификацию правил. К примеру, конкурентные способы закупок приведены к трем основным: для них предусмотрены общие правила проведения – состав заявок, состав оснований к отклонению, что упростило работу заказчиков.
Хотелось бы выделить электронное актирование в ЕИС (электронная приемка). На сегодняшний день заказчики уже уверенно взаимодействуют с поставщиками со всей России – это удобно и обеспечивает прозрачность закупок, так как приемка происходит по единым правилам и в единые сроки, не нужно вести бумажную работу.
Изменениями удалось отрезать пласт так называемых «профессиональных жалобщиков», не имеющих цель участия в закупках - на крупные закупки от 20 млн. руб. введен барьер: наличие у подателя жалобы заключенного контракта по цене не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. И это позволяет заказчикам стабильно работать, не отвлекаясь на рассмотрение надуманных претензий. Конечно, если жалоба исходит от реального участника, то ее можно подать электронным способом.
Ну и конечно, огромный пласт изменений был принят в целях стабилизации контрактных правоотношений в условиях санкций недружественных стран.

- Как эти изменения повлияли на работу Комитета — с организационной, методической точек зрения?
- Влияние произошло очень сильное – люди практически перестраивались на новую работу. Комитет увеличил количество встреч и мероприятий как с заказчиками, так и с участниками закупок чтобы до всех донести информацию о новшествах. К примеру, летом мы часто проводили встречи с предпринимательским сообществом. Особенно всех волновал вопрос о том, как жить в условиях санкций? Заказчики не знали, что будет с контрактами и заказами, предприниматели с осторожностью выходили на закупки – ведь неизвестно, какая будет цена у товара. На встречах мы обсуждали все волнующие вопросы, информировали о реализуемых в крае мерах поддержки.

- Есть ли в нашем крае региональные особенности закупок?
- Как таковых региональных особенностей не может быть много, потому что контрактная система регулируется на федеральном уровне.
Но все же можно отметить, что в Хабаровском крае конкурентные закупки прежде всего проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Базовый документ - План действий по улучшению инвестиционного и делового климата Хабаровского края на 2022-2023 годы, который утвержден Губернатором края М.В. Дегтяревым. В него входят различные направления поддержки бизнеса в крае, в том числе мероприятие по достижению максимально возможной доли контрактов с субъектами малого предпринимательства в общей стоимости контрактов. В связи с этим краевые и муниципальные заказчики в приоритетном порядке устанавливают условие об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд края и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства по умолчанию для всех новых закупок (в рамках правил, установленных для данной категории закупок Законом о контрактной системе).

- Вы не первый раз являетесь спикером информационных семинаров, которые организует РИЦ в рамках Программы информационного сотрудничества с органами власти и управления Хабаровского края. В чем, на ваш взгляд, преимущества данного формата взаимодействия с аудиторией?
- Региональный центр КонсультантПлюс всегда собирает большую аудиторию на семинары, и что примечательно, среди приглашенных не бывает случайных людей. Сюда всегда приходят специалисты, участники закупок и заказчики – возникает конструктивное обсуждение. Большим плюсом семинаров Консультанта считаю охват отдаленных районов края с помощью онлайн-трансляции. Благодаря таким мероприятиям мы общаемся со всем краем напрямую.

- Что, по вашему мнению, характеризует успешно прошедший семинар?
- Это получение обратной связи. Когда слушатели задают вопросы, делятся ситуациями, с которыми сталкивались на практике. Всю информацию я передаю коллегам в Комитет, обсуждаем ее.

- Виктор Валентинович, что хотели бы посоветовать или пожелать специалистам нашего края, работающим в сфере закупок?
- Во-первых, позитивного настроя, поскольку контрактная система не может существовать без изменений. Во-вторых, всегда использовать актуальные источники правовой информации, к которым относится в том числе справочная система КонсультантПлюс. И, в-третьих, участвовать во всех мероприятиях по теме контрактных отношений, не забывать телефон Комитета и при возникновении вопросов обращаться за консультацией. Наши контакты: телефон +7(4212) 402103, https://t.me/goszakaz_khv.

Пресс-служба РИЦ


Ниже мы публикуем ответы, представленные Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на некоторые вопросы, поступившие от участников в ходе семинара:

1. Какой пакет документов участник должен предоставить согласно ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе, чтобы заказчик не признал участника закупки уклонившимся от заключения контракта?
Если участник закупки побеждает по итогам конкурса или аукциона на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, с демпингом (т.е. предложением цены, суммы цен единиц товара, работы, услуги ниже на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги), то он обязан представить заказчику при подписании контракта обоснование такой цены. Перечень документов, предоставляемых участником в целях подтверждения предлагаемой цены контракта, не является закрытым.

Подход к составу документов выработан судебной практикой. Это могут быть гарантийное письмо производителя, первичные документы, подтверждающие факт приобретения товара и его оприходование, документы складского учета, прайс-листы производителя товара, документы, подтверждающие наличие договорных отношений с производителем товара, и прочие документы, обосновывающие снижение цены предложенного участником закупки товара.

Представление исключительно гарантийного письма, исходящего от самого участника закупки, не являющегося производителем данного товара, не считается выполнением требований ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе (см. Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 № 77-О, Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2018 № 303-КГ18-20816 по делу № А73-686/2018, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.04.2022 № Ф03-1009/2022 по делу № А73-11655/2021, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.08.2022 по делу № А73-9296/2022 и др.). При этом право на определение достаточности документального подтверждения указанных обстоятельств предоставлено комиссии по осуществлению закупок.

2. При исполнении контракта с национальным режимом у поставщика выписка из реестра российской промышленной продукции с завершившимся сроком действия. Поставщик при исполнении контракта самостоятельно заменяет выписку на другую выписку с другим номером, с другим наименованием производимой промышленной продукции, с другим кодом промышленной продукции.
Возможна ли Поставщиком замена одной выписки на другую выписку? И возможна ли замена выписки, если выписку не продлили вовремя?
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее – постановление № 616) информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Пунктом 10 (3) Постановления 616 установлено, что при передаче товара поставщик обязан предоставить заказчику документы, которые подтверждают страну происхождения товара и на основании которых он был включен в реестр российской промышленной продукции.
Таким образом, реестровая запись и соответствующий ей товар являются существенным условием контракта.
Самостоятельная замена поставщиком номера реестровой записи (выписки) на реестровый номер (выписку) другого промышленного товара не допускается, в том числе в связи отсутствием продления срока действия выписки, имеющейся на момент подачи заявки на участие в закупке.
Следовательно, поставщиком должен быть поставлен товар, соответствующий реестровой записи и условиям заключенного контракта.

3. В запросе котировок на поставку молока питьевого установлено дополнительное требование о соответствии участника закупки требованиям в соответствии с позицией 33 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571. Услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. Таким образом, участник такое соответствие должен задекларировать прилагаемым договором и актом. Один из участников приложил контракт на поставку сельди замороженной неразделанной. Как поступить: могу ли я его отклонить, т.к. предмет контракта не соответствует закупаемому товару?
Позиция 33 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 не устанавливает требований о соответствии вида пищевого продукта, указанного в извещении, виду пищевого продукта, опыт поставки которого имеет поставщик. Следовательно, не можете отклонить.

4. Приказом Минцифры России от 08.10.2022 N 766 "О перечне видов деятельности в области информационных технологий" в целях единообразного определения понятий "деятельность в области информационных технологий" утвержден соответствующий перечень видов деятельности в данной области.
Руководствуясь этим, часть участников рынка услуг в области IT-технологий начала приводить в соответствие с указанными Приказом требованиями наименование оказываемых заказчикам услуг.
Однако проект ТЗ, разработанный Комитетом для приобретения заказчиками услуг в области IT-технологий, по содержанию предусмотренных услуг не соответствует указанному Приказу Минцифры.
С учетом п. 3. Приказа, просим уточнить, рассматривается ли Комитетом вопрос о редакции типового проекта ТЗ для закупок услуг по сопровождению установленного у заказчиков того или иного ПО в целях приведения действующей редакции ТЗ в соответствие с Приказом Минцифры в части определенных Приказом видов деятельности в области IT-технологий.
В соответствии с п. 2.2 Положения о порядке взаимодействия Правительства края, иных исполнительных органов края, казенных и бюджетных учреждений края, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Хабаровского края, с комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 10.12.2013 № 418-пр, описание объекта закупки является прерогативой заказчика.

Комитетом не разрабатываются типовые формы технических частей, обязательные для использования заказчиками. На сайте Комитета проекты технических частей размещены в качестве примерного образца. Вместе с тем заказчики и Комитет обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами, относящимися к предмету закупки.


Возврат к списку