Основные ошибки налогоплательщиков при заполнении деклараций по НДС, приводящие к формированию расхождений в ПК «АСК НДС-2»

Основные ошибки налогоплательщиков при заполнении деклараций по НДС, приводящие к формированию расхождений в ПК «АСК НДС-2»

В рамках управления рисками при оценке деклараций плательщиков НДС, Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-73/558@ с 01.01.2015 в налоговой декларации по НДС введены разделы для отражения в декларации данных книги покупок, книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

 

            В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), сумм налога к вычету.

            Со 2-го полугодия 2015 г. ФНС России внедрен программный комплекс управления рисками при оценке плательщиков налога на добавленную стоимость «АСК НДС-2». Система «АСК НДС-2» сопоставляет операции купли-продажи, отражаемые в декларациях контрагентами, а также вычет у покупателя с налогом, исчисленным продавцом с налоговой базы, в автоматизированном режиме, используя принцип зеркального отображения сведений о записях по счетам-фактурам в налоговых декларациях контрагентов, а также принцип соответствия заявленного вычета уплаченной сумме.

            Использование «АСК НДС-2» в камеральном контроле деклараций по НДС позволяет в автоматизированном режиме выявлять налогоплательщиков, заявивших налоговые вычеты при одновременном отсутствии сведений о налоговой базе у контрагентов (расхождения по счетам-фактурам), в отношении которых проводится комплекс контрольных мероприятий.

            В настоящее время данный комплекс используется при проведении всех камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС как с суммами, заявленными к возмещению, так и к уплате.

            По-прежнему устанавливается значительное количество ошибок, связанных с включением налогоплательщиком в книгу покупок, в том числе и преднамеренно, сведений о сделках с контрагентами, которые не отражают у себя реализацию в 9 разделе налоговой декларации, либо представляют «нулевую» налоговую отчетность, или не представляют ее вообще.

            Но налогоплательщиками формируются и технические ошибки, такие как: неверное отражение номера и (или) даты счета-фактуры, повторное отражение одних и тех же счетов-фактур, реквизитов таможенных деклараций, неотражение корректировочных счетов-фактур, неверное определение кода вида операции.

            Особо необходимо обратить внимание на очень распространенную ситуацию с расхождениями, формирующимися у покупателя по авансовым счетам-фактурам.

            Позвольте вам напомнить, что согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету покупателем с сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных им в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат восстановлению. При этом восстановление производится в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

            Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.

            При этом в «АСК НДС-2» кроме первичного сопоставления (запись с кодом видов операций (далее – КВО) 02 в разделе 8 декларации покупателя сопоставляется с записью с КВО 02 в разделе 9 декларации продавца) существует вторичное сопоставление:

1. в рамках книг налогоплательщиков: запись с КВО 22 в разделе 8 с записью с КВО 02 в разделе 9 декларации продавца и запись с КВО 02 в разделе 8 с записью с КВО 21 в разделе 9 декларации покупателя;

2. между контрагентами: запись с КВО 22 в разделе 8 декларации продавца с записью с КВО 21 в разделе 9 декларации покупателя. В последнем случае формируется расхождение вида «Разрыв», если запись с КВО 21 отсутствует и расхождение вида «Проверка НДС» – если сумма НДС в записи с КВО 21 меньше, чем в записи с КВО 22.

            Согласно Приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур» КВО 21 являются операции по восстановлению сумм налога, указанные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170 (за исключением подпунктов 1 и 4 пункта 3 статьи 170), статье 171.1 НК РФ, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.

            Необходимо отметить, что по данной ситуации существует судебная практика, в том числе правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 08.11.2018 № 2796-О (по жалобе ООО «Газпромнефть-Ямал» (далее – общество, налогоплательщик), на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ), в отношении сформированных расхождений по налогу на добавленную стоимость по авансовым счетам-фактурам.

            На основании данного судебного акта в пункте 3 Письма ФНС России от 29.12.2018 № СА-4-7/26060 «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2018 года по вопросам налогообложения» указано, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом не предполагается возможность изменения срока восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятого к вычету в отношении авансовых платежей, с переходом на налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором соответствующие гражданско-правовые обязательства были фактически исполнены.

            По итогам проведенных камеральных налоговых проверок, представленных обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2 и 3 кварталы 2015 года, инспекция отказала налогоплательщику в возмещении налога исходя из того, что им не были восстановлены суммы налога с предоплаты, внесенной во исполнение договора, заключенного с контрагентом.

            Уменьшая сумму налога, заявленную обществом к возмещению, налоговый орган пришел к выводу, что восстановлению подлежат суммы налога, определенные исходя из сумм, которые по итогам налогового периода перестают являться оплатой (частичной оплатой) в счет предстоящих поставок. При этом обязанность покупателя восстанавливать налог на добавленную стоимость подлежит исполнению в том налоговом периоде, в котором продавец отгрузил покупателю товары (работы, услуги) и у последнего возникло право на налоговый вычет в размере, указанном продавцом в счете-фактуре при такой отгрузке.

            В рамках арбитражного дела налогоплательщик полагал, что обязанность восстановить налог с предоплаты возникает только в том периоде, в котором суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету по приобретенным работам, в момент получения счетов-фактур и первичных документов от контрагентов, в его конкретном случае – в последующих налоговых периодах.

            Подавая жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации, общество указывало, что по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой подпункту 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ, данные положения не позволяют отнести восстановление сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного с авансовых платежей, на налоговый период, в котором у налогоплательщика-покупателя возникла возможность документального подтверждения права на получение налогового вычета, а именно поступили от продавца необходимые первичные документы, в том числе счета-фактуры.

            Конституционный Суд Российской Федерации отказал обществу в принятии жалобы к рассмотрению. При этом он указал, что пункт 1.1 статьи 172 НК РФ позволяет покупателю при получении счета-фактуры от продавца после завершения налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного статьей 174 НК РФ срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период (не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет. При этом не исключается выставление счета-фактуры в электронной форме (пункт 1 статьи 169 НК РФ). Организационные же дефекты в экономической деятельности налогоплательщика не могут служить поводом для неисполнения налоговой обязанности.

            Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемые законоположения не препятствуют налогоплательщику в рамках избранного во взаимоотношениях с контрагентами порядка оплаты исполнения обязательств обеспечить планирование и организацию экономической деятельности на условиях, позволяющих в установленном порядке воспользоваться правом на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость при восстановлении сумм данного налога, исчисленного с авансовых платежей.

            Таким образом, обращаем ваше внимание на то, что формирование вышеуказанных расхождений по авансовым счетам-фактурам может свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и стать основанием для составления актов камеральных налоговых проверок с доначислением сумм налога.

            Также следует отметить, что в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3»), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-6/135@, все декларации по НДС проходят форматнологический контроль (ФЛК).

            В результате проведения ФЛК при выявлении налоговым органом противоречий, несоответствий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщику будет направлено требование о представлении пояснений.

            При этом к Требованию прилагается перечень операций, отраженных плательщиком в соответствующем разделе налоговой декларации по НДС, по которым установлены Расхождения. Для определения причин возникновения Расхождений, по каждой записи, отраженной в приложении к Требованию, справочно указывается код возможной ошибки.

            Так, код ошибки «1» указывается в случае, если запись об операции отсутствует в налоговой декларации контрагента, либо контрагент не представил налоговую декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;

- код ошибки «2» указывается в случае, если не соответствуют данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») налоговой декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам);

- код ошибки «3» – данные об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» налоговой декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций);

- код ошибки «4» – возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках;

- код ошибки «5» – в разделах 8 – 12 налоговой декларации по НДС не указана дата счета-фактуры или указанная дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена налоговая декларация по НДС;

- код ошибки «6» – в разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложении 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») налоговой декларации заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет;

- код ошибки «7» – в разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложении 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») налоговой декларации заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации;

- код ошибки «8» – в разделах 8 – 12 налоговой декларации по НДС некорректно указан код вида операции, предусмотренный приказом ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур»;

- код ошибки «9» означает, что допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 «Сведения из книги продаж» (приложении 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») налоговой декларации, а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, указанную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счетуфактуре, подлежащая аннулированию.

            В случае выявления ошибок в заполнении налоговой декларации при расчете контрольных соотношений и сопоставлении записей по счетам-фактурам в налоговых декларациях налогоплательщика и его контрагентов в «АСК НДС-2» в автоматическом режиме (технический процесс без участия инспектора) формируется и отправляется налогоплательщику сообщение с требованием представить пояснения («автотребование»).

            В ответ на полученное «автотребование», согласно положениям п. 3 ст. 88 НК РФ, налогоплательщик обязан представить пояснения по установленной форме либо уточненную налоговую декларацию.

            Обращаем ваше внимание, что после получения требования от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота необходимо:

1. Передать налоговому органу квитанцию о приеме Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом;

2. В отношении записей, указанных в требовании, проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации, со счетом-фактурой, обратив внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;

3. Представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной налоговой декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате;

4. Если ошибка в налоговой декларации не повлияла на сумму НДС, следует представить пояснения с указанием корректных данных. Также рекомендуется представить уточненную налоговую декларацию.

            При этом следует помнить, что в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 88 НК РФ пояснения к налоговой декларации по НДС представляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному приказом ФНС России от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме». При этом, при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

            5. Если после проверки корректности заполнения налоговой декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.

            При этом обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ пояснения либо уточненная налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения Требования.

            При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 88 НК РФ дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

            В случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме Требования налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи указанной квитанции, установленного пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ может быть принято решение о приостановлении операций по вашему банковскому счету.

            Кроме того, в случае неисполнения установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение 10 дней может быть принято решение о приостановлении операций по вашему банковскому счету в соответствии с пунктом 1.1 статьи 76 НК РФ.

            Также необходимо отметить, что с 01.01.2017 непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ пояснений (в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации) влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. Повторное аналогичное нарушение в течение календарного года влечет взыскание штрафа в размере уже 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

            Учитывая вышеизложенное, в целях исключения формирования показателей налоговых деклараций по НДС с ошибками, налогоплательщикам необходимо соблюдать Порядок заполнения налоговых деклараций по НДС, установленный приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, и Правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, и отражать только реально осуществленные операции, учитывая, что одновременно с внедрением «АСК НДС-2» начато формирование налоговой истории каждого налогоплательщика. В настоящее время организация, даже однократно проведя сомнительную операцию, оставляет за собой след в указанной системе, что будет влиять на последующий расчет уровня риска, а также возможное извещение контрагентов о наличии рисков при оформлении сделок с указанной категорией лиц.

 

            ИРИНА ЗАВОЙКИНА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФНС РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 12 (206) дата выхода от 20.12.2019.

            Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

 

 

Возврат к списку