Актуальное

Актуальное

Государственные закупки: анализ тендерного рынка, ошибки и профилактика отклонений
На вопрос отвечает:
Жменько Ольга Викторовна директор ООО «Консалтинговая компания ГосударевЪ Заказ», заместитель председателя Общественного совета Комитета госзаказа Правительства Хабаровского края, член президиума Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края    

Увеличение объема продаж – один из показателей развития компании, неразрывно связанный с увеличением прибыльности бизнеса.
Сегодня мы говорим о закупках, регулируемых государством, а именно:

  • закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013)
  • закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Федеральный закон №223-ФЗ от 18.07.2011).
Конечно, осваивая данный рынок сбыта, прежде всего необходимо оценить свои возможности, изучить особенности рынка, определить стратегию участия.
Здесь главную роль играет аналитическая информация, полезная предпринимателю на любом этапе тендерной деятельности и являющаяся эффективным инструментом при принятии коммерческих решений.
Участники закупок могут использовать следующую информацию:
  • Количество закупок в вашей отрасли локально или в целом по стране;
  • Требуемый объем товаров (работ, услуг) в течение года в целом и конкретно у каждого заказчика отдельно;
  • Начальные (максимальные) цены, установленные заказчиками;
  • Величину снижения по итогам процедур и итоговые цены контрактов /договоров;
  • Сезонность закупок (регулярная потребность в течение года или закупки носят сезонный, событийный характер и т.д.);
  • Выдвигаются ли дополнительные требования к поставщикам в вашей отрасли;
  • Какие существуют преференции, запреты и ограничения в рамках национального режима;
  • Определить круг заинтересованных заказчиков, их статус, электронные площадки для проведения закупок;
  • Оценить конкурентную среду в закупках вашей отрасли:

      - сколько заявок подается (насыщенный рынок - более 5 заявок на 1 закупку, или часто 1-2 заявки и бывает отсутствие заявок совсем);
      - с кем чаще всего заключаются контракты и на какие суммы;
      - на сколько ваши конкуренты готовы снижаться;
      - в каких еще закупках побеждают компании-конкуренты;
      - какие виды тендеров их интересуют – конкурентные или малые закупки;
      - выходят ли ваши конкуренты за пределы домашнего региона;
      - представлена ли их продукция на площадках и в секциях для малых закупок и с какой стоимостью и т.д.

Работая с базами данных, сотрудники отделов продаж также могут использовать сведения с коммерческими целями без непосредственного участия в торгах, например:
  • Контактные данные победителей крупных закупок, в которых требуется лишь часть ваших товаров, работ (услуг) (например, организация масштабных мероприятий часто предусматривает услуги ведущих, сувенирную продукцию, полиграфические услуги, аренду оборудования, строительство фотозон и экспомест, сборку мебели и т.д.);
  • Контактные данные специалистов заказчиков (если закупка не состоялась по причине отсутствия заявок – есть возможность направить коммерческое предложение и обсудить варианты сотрудничества);
  • Актуальные запросы цен (направляя проработанное коммерческое предложение на запрос цен, вы даете заказчику актуальную ценовую информацию, влияя на формирование технического задания и величину начальной цены контракта);
  • Размещение на электронных торговых площадках, предназначенных для закупок малого объема и закупок у единственного поставщика, информации о ваших товарах (работах, услугах) с подробным описанием и их стоимости.
Классифицируя запросы предпринимателей по установлению обоснованности действий заказчиков при отклонении заявок и на стадии подписания контракта, можно выделить ТОП-10 самых распространенных ошибок участников торгов:

1. Несоответствие предлагаемого товара требованиям заказчика или ошибки при указании конкретных показателей товара.

Ситуация:
Предприниматель, производитель мебели, заполняя заявку на участие в электронном аукционе, указал габаритные размеры всех модулей по верхней границе диапазона по требованию заказчика.
Заявка была отклонена в связи с расхождением указанной в заявке информации, касающейся конкретных показателей предлагаемого к поставке товара.
Причина: Участник не сопоставил требования к общему габариту конструкции, в связи с чем сумма длин модулей превысила общий размер готового изделия, что не соответствует требованиям, установленным в аукционной документации.
Отклонение правомерно.

2. Отсутствие в заявке информации о стране происхождения товара или производителе предлагаемой продукции.

Ситуация:
Участник закупки, заполняя по прилагаемой, рекомендуемой форме заявку на участие в электронном аукционе, указал страну происхождения товара.
Заявка была отклонена в связи с отсутствием информации о производителе предлагаемого к поставке товара.
Причина: Участник не обратил внимания на требования, предъявляемые законодателем к отдельным группам товаров, и, как следствие, не указал нужную информацию в отношении своей продукции.
Отклонение правомерно.

3. Несоответствие участника закупки предъявляемым требованиям в отношении принадлежности к субъектам малого предпринимательства (при наличии таких требований).

Ситуация:
При подаче заявки на участие в электронном аукционе с ограничением, предусмотренным ст.30 44-ФЗ (участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства), задекларирована принадлежность к СМП с помощью функционала площадки.

Случай 1:
Заявка была отклонена в связи с расхождением указанной в заявке информации и информации, содержащейся в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС, согласно которому участник закупки на дату подачи заявки исключен из указанного Реестра.
Причина: Участник предварительно не проверил статус предприятия в Реестре СМСП и не предпринял действий для его восстановления, что повлекло несоответствие установленным требованиям.
Отклонение правомерно.

Случай 2:
Заявка была отклонена в связи с отсутствием документа, подтверждающего статус субъекта малого предпринимательства.
Причина: По мнению Заказчика, участник должен был приложить Декларацию о принадлежности к СМП в виде отдельного документа.
Отклонение неправомерно.

4. Отсутствие документов, подтверждающих наличие необходимого опыта работ (при наличии таких требований).

Ситуация:
Предприниматель, направляя заявку на участие в электронном аукционе, в подтверждение имеющегося опыта работы приложил исполненные контракты/договоры, сведения о которых не содержатся в Единой информационной системе в Реестре контрактов 44-ФЗ (Реестре договоров по 223-ФЗ).
Заявка была отклонена в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие необходимого опыта работ.
Причина: Участник не обратил внимания на требования, предъявляемые законодателем к опыту выполнения отдельных видов работ, и, как следствие, не указал нужную информацию в составе заявки.
Отклонение правомерно.

5. Нарушения, связанные с порядком предоставления обеспечительных платежей (обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта).

Ситуация 1:
Участник закупки при участии в электроном аукционе принял решение внести обеспечение заявки предоставлением независимой гарантии. Гарантия была выдана банком за 2 часа до окончания подачи заявок.
Заявка была отклонена в связи с отсутствием информации о выданной независимой гарантии в Реестре независимых гарантий.
Причина: Банк на момент окончания подачи заявки не успел внести данные о гарантии в Реестр, т.к. регламентный срок внесения сведений – 1 день.

Отклонение правомерно, но в данном случае, обращаясь в УФАС с описанием сложившейся ситуации и предоставлением подтверждающих документов, права участника можно восстановить и принять участие в закупке на соответствующем этапе.

Ситуация 2:
Победитель закупки при подписании контракта внес обеспечение исполнения контракта денежными средствами по указанным реквизитам заказчика.
После рассмотрения заказчиком документов предпринимателю был направлен протокол об уклонении от заключения контракта.
Причина: Бухгалтер допустил ошибку при оформлении платежного поручения и внес сумму меньше установленной в документации.
Уклонение признано правомерным.

Далее дело о включении в Реестр недобросовестных поставщиков рассматривалось в УФАС.

6. Несоблюдение порядка предоставления информации в случае применения антидемпинговых мер.

Ситуация 1:
Победитель закупки при подписании контракта внес обеспечение исполнения контракта денежными средствами в размере, установленном в извещении о закупке по реквизитам заказчика.
После рассмотрения заказчиком документов предпринимателю был направлен протокол об уклонении от заключения контракта.
Причина: В ходе торгов данным участником была предложена цена контракта со снижением более 25% от начальной, а, следовательно, к победителю аукциона должны быть применены антидемпинговые меры. Данный факт предприниматель не учел и допустил ошибку при подписании контракта.
Уклонение признано правомерным.

Далее дело о включении в Реестр недобросовестных поставщиков рассматривалось в УФАС.

Ситуация 2:
Победитель закупки при подписании контракта внес обеспечение исполнения контракта денежными средствами в увеличенном размере, с учетом применения антидемпинговых мер по реквизитам заказчика.
После рассмотрения заказчиком документов победитель был признан уклонившимся от заключения контракта.
Причина: Победитель аукциона не обратил внимания на предъявление дополнительных требований к приложению дополнительных документов в случае действия антидемпинговых мер при поставке отдельных групп товаров, а именно не приложил обоснование предлагаемой цены контракта.
Уклонение признано правомерным.

Далее дело о включении в Реестр недобросовестных поставщиков рассматривалось в УФАС.

7. Несоответствие информации в документах в составе заявки (противоречивая, неактуальная или недостоверная информация).

Ситуация:
Участник закупки подал заявку на участие в электронном аукционе. В ходе снижения цены подал лучшее предложение.
При подведении итогов заявка была отклонена в связи с предоставлением документов, несоответствующих требованиям (противоречивой и неактуальной информации).
Причина: За 6 месяцев до подачи заявки предприниматель поменял юридический адрес, в связи с чем в Устав были внесены изменения, о чем имеется отметка в Едином государственном реестре юридических лиц.
Однако к заявке приложен устав в предыдущей редакции, и сведения о юридическом адресе в Единой информационной системе и в составе заявки различаются.
Отклонение правомерно.

8. Упущенные сроки подачи заявки.

Ситуация:
Участник закупки начал подавать заявку на участие в электроном аукционе за 1 час до окончания срока подачи. При нажатии кнопки, подтверждающей подписание и отправку заявки, система отклонила запрос.
Причина: Формирование заявки и загрузка большого объема данных потребовала больше 1 часа 10 минут. Таким образом, на момент подачи истекло время приема заявок, и электронная торговая площадка отключила функционал подачи в автоматическом режиме.
Восстановление в данном случае возможности участия не представляется возможным.

9. Преждевременное указание информации об участнике закупки при подаче заявки на конкурс.

Ситуация:
При формировании заявки на участие в конкурсе по 223-ФЗ менеджер, составляя первую часть, распечатал сведения на фирменном бланке Компании и приложил сканированный документ.
Заявка отклонена заказчиком.
Причина: В случае содержания в первой части заявки на участие в указанных процедурах сведений об участнике такая заявка подлежит отклонению (ч.21 ст.3.4 223-ФЗ).
Отклонение правомерно.

10. Несвоевременные действия по подписанию контракта (после истечения установленного срока).

Ситуация:
Победителем было принято решение подписать контракт в последний день регламентного срока.
В заключительную дату утром электронная торговая площадка сформировала протокол об уклонении от подписания контракта и направила его всем участникам процесса.
Причина: Предприниматель не обратил внимание на указание регламентированного срока подписания контракта по московскому времени. И, как следствие, с учетом особенностей часового пояса, своевременно контракт не подписал.
Уклонение признано правомерным.

Далее дело о включении в Реестр недобросовестных поставщиков рассматривалось в УФАС.

На что же обращать внимание в процессе подготовки, чтобы принять участие и не допустить отклонения вашей заявки?
Необходимо тщательно изучить техническое задание, требования заказчика, установленные к предмету закупки, его техническим характеристикам, к исполнителю контракта, к сроку и месту поставки, срокам годности и т.д.

Ознакомиться с установленными запретами и ограничениями, а также с дополнительными требованиями, если они предъявляются заказчиком – подготовить документы, подтверждающие соответствие товара (работы, услуги) требованиям законодательства (например, регистрационные удостоверения, выписки из реестров и т.д.), и документы, подтверждающие соответствие исполнителя (опыт работы, квалификацию специалистов и прочее).
Ознакомиться с условиями, изложенными в проекте контракта (договора) – подавая заявку, вы соглашаетесь на его исполнение конкретно в прилагаемой редакции.
Убедиться, что на спецсчете доступна сумма, достаточная для обеспечения заявки, при иных условиях внесения обеспечительного платежа (характерно для 223-ФЗ) позаботиться о пополнении лицевого счета или об оформлении независимой гарантии заранее – если денежных средств не хватит или независимую гарантию не успеют внести в Реестр независимых гарантий, заявку подать не удастся, либо она будет отклонена.

При оформлении предложения участника в части описания конкретных характеристик планируемого к поставе товара – внимательно указать и перепроверить показатели на соответствие требованиям заказчика, ведь если значение показателя будет за пределами установленного интервала, заявку обязаны отклонить.
Заявку необходимо подавать в соответствии с порядком, установленным для конкретной процедуры выбора поставщика, описанной в документации к закупке, с приложением всех необходимых документов и строго контролировать сроки всех этапов закупки.

И даже когда в ходе торгов вы направили лучшее предложение и заняли первое место, работа с тендером не прекращается, а лишь переходит на следующий этап!
Здесь важно своевременно предоставить заказчику всю информацию для заключения договора: обеспечение исполнения контракта (при необходимости), информацию о добросовестности поставщика, в отдельных случаях обоснование предложенной цены контракта (иные документы при работе в рамках 223-ФЗ) и, конечно, подписание со своей стороны электронной подписью.

Снять с контроля закупку можно только после подписания контракта/договора заказчиком.
Соблюдение этих правил и системная работа с закупочным законодательством позволит вам участвовать и побеждать в любых тендерах!

Возврат к списку