Актуальное

Актуальное

Организация «А» купила мониторы у физического лица. Физлицо, в свою очередь, приобрело их у компании, которая уходит с рынка и распродает свою офисную технику, бывшую в употреблении, исключительно физическим лицам. Должна ли организация «А» отчитаться в ФНС о прослеживаемости товара?
На вопрос отвечает:
Коваль Анна Владимировна аттестованный главный бухгалтер, сертифицированный судебный эксперт по экономическим специальностям,  действительный член Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и  Палаты судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова «СУДЭКС», эксперт-экономист, бухгалтер-эксперт негосударственного судебно-экспертного учреждения АНО «Межрегиональный союз независимых экспертов и оценщиков»
В эпоху ухода некоторых компаний с нашего рынка, несомненно, актуальна данная ситуация, за консультацией по которой обратился руководитель Организации «А». Кто-то уходит, кто-то приходит, а потребность в надлежащем учете и предоставлении отчетности по тем или иным основаниям остается.
Нам известно, что через систему прослеживаемости, действующую с июля 2021г., осуществляется контроль за товарами от ввоза в Россию до их выбытия, включая экспорт, оптовую и розничную продажу. Так система прослеживаемости обязательна для организаций и предпринимателей, которые ведут операции с прослеживаемыми товарами. Независимо от системы налогообложения они признаются участниками системы прослеживаемости.
При этом в прослеживаемости участвуют не все товары, а только те, которые включены в особый перечень, утвержденный постановлением Правительства от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости», далее – Постановление № 1110. Какие именно импортные товары подпадают под прослеживаемость, определяют по их наименованию и коду из:
- Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС);
- либо Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
В указанный перечень входят такие прослеживаемые товары, как мониторы, с кодом по ТН ВЭД ЕАЭС – 8528 и кодами по ОКПД2 – 26.20.17, 26.40.34.
Стоит заметить, что согласно п. 3 Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров», далее – Постановление № 1108, под контроль подпадают товары иностранного производства из утвержденного перечня, которые импортированы в Россию и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. А товары российского производства по общему правилу под контроль не подпадают за исключением случая, когда они были вывезены из России, а потом снова ввезены. Так страна происхождения товара является определяющим критерием прослеживаемости. Для подтверждения страны происхождения товара могут быть использованы следующие документы: декларация или сертификат о происхождении товар; техническая документация; сертификат соответствия или декларация о соответствии, паспорт изделия, инструкция по эксплуатации, марка, логотип, лейбл компании-производителя; экспертиза Торгово-промышленной палаты; договор купли-продажи или штрихкод на изделии.
Из условий вопроса остается, не ясным имеется ли у организации «А» информация о стране происхождения приобретенного товара. В данной ситуации, если организация-покупатель располагает документами или сведениями о стране происхождения товара и его ввозе в Россию, она должна подать в ФНС уведомление об остатках такого товара. Уведомление об остатках прослеживаемых товаров подается в электронном виде по утвержденным ФНС форматам.
Вместе с тем, участники системы прослеживаемости могут приобретать прослеживаемые товары, на которые нет документов, подтверждающих страну происхождения и ввоз товара в Россию. В частности, когда приобретаются бывшие в употреблении мониторы у физических лиц.
Анализируя положения п. 3, 6 и 28 Постановления № 1108, мы можем прийти к выводу об отсутствии четких правил, которые бы определяли товар без документов о стране происхождения как непрослеживаемый. На данный момент по данному вопросу Минфин и ФНС официальную позицию не высказали. С учетом этого наименее рискованным вариантом будет считать такой товар прослеживаемым, на основании наличия наименования товара в перечне, утвержденном Постановлением № 1110. И соответственно, подать уведомление об остатках такого товара и сдать отчет об операциях за квартал, в котором был приобретен прослеживаемый товар.
В заключение надо сказать, что штрафовать за нарушения в системе прослеживаемости планируют уже с 2024 года. В КоАП добавится пять новых статей о штрафах. Так за непредставление или несвоевременное представление отчета об операциях либо документов с реквизитами прослеживаемости для ИП предусмотрен штраф от 1000 руб. до 30 000 руб., для организаций – от 1000 руб. до 100 000 руб.

Возврат к списку