Что делать, если во время поездки на автобусе получил травму?

Что делать, если во время поездки на автобусе получил травму?

Условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта определены Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

В соответствии с указанным законом все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Эта норма означает, что как только пассажир вошел в общественный транспорт, тут же подпадает под защиту закона об обязательной гражданской ответственности перевозчика и имеет полное право требовать денежную компенсацию при получении травмы.

Например, женщина получила телесные повреждения в результате резкого торможения автобуса. При этом женщина только зашла в автобус и стояла в ожидании очереди, чтобы оплатить проезд, однако проезд не успела оплатить. Соответственно, проездного билета у нее не оказалось.

Для получения страхового возмещения в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия необходимо придерживаться следующего алгоритма.
В первую очередь о случившемся нужно сообщить водителю автобуса. Сфотографировать или записать государственный регистрационный номер автобуса, фамилию и имя водителя, номер маршрута, время и место, где находится транспортное средство. При необходимости можно записать фамилии и номера телефонов пассажиров, следовавших вместе с вами (в дальнейшем могут стать свидетелями и подтвердить факт происшествия). Эти действия необходимы в случае отказа водителя остановить движение автобуса. Если водитель автобуса так и не остановил автобус и не отреагировал на ваше сообщение о получении травмы, то выйдя из автобуса, вызовите скорую медицинскую помощь или обратитесь в больницу для фиксации обстоятельств получения травм и характера повреждений. В больнице не забудьте взять акт медицинского освидетельствования и квитанции об оплате каких-либо услуг или лекарств.

В случае остановки автобуса попросите водителя вызвать ГИБДД и скорую медицинскую помощь либо сделайте это сами. ГИБДД зафиксирует факт происшествия, а врачи окажут вам медицинскую помощь.
После этого составляется акт о произошедшем событии, форма которого утверждена приказом Минтранса России от 27.12.2017 № 540 «О порядке оформления документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельства для получения возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» (далее – Порядок). Такая форма акта должна находиться у водителя, при отсутствии акта - пострадавший обращается к организации-перевозчику.
Акт о произошедшем событии составляется в двух экземплярах, один остается у перевозчика, а другой предоставляется потерпевшему в течение пяти рабочих дней со дня его обращения к перевозчику, третий – направляется страховщику, заключившему договор обязательного страхования.

Несмотря на утвержденный Порядком обязательный перечень информации, содержащийся в акте о произошедшем событии, документ может быть дополнен сведениями о мерах, принятых перевозчиком для уменьшения размера возможного вреда, сохранения жизни или здоровья потерпевшего, а также иной информацией о произошедшем событии и его обстоятельствах.
Для определения степени тяжести полученных повреждений и установления причинно-следственной связи между травмой и произошедшим дорожно-транспортным происшествием с участием транспортного средства, на котором ехал пассажир, ГИБДД либо страховая компания направляет пострадавшего на судебно-медицинскую экспертизу.
Далее пострадавший обращается в страховую компанию, в которой перевозчик зарегистрировал гражданскую ответственность, с заявлением и документами по форме и перечню, установленным Указанием Банка России от 19.09.2018 № 4914-У (далее – Указание).

При этом страховая компания не вправе потребовать от пострадавшего иные документы, не предусмотренные Указанием.
Таким образом, независимо от наличия или отсутствия билета у пассажира в момент аварии с ним все равно заключен договор страхования с момента начала движения транспортного средства. Доказать факт нахождения пострадавшего в автобусе либо в другом общественном транспорте можно любыми способами, в том числе документами о произошедшем событии, обращениями в медицинскую организацию, свидетельскими показаниями и др.

Следует отметить, если у перевозчика нет действующего договора страхования, то ответственность за причиненный вред несет непосредственно перевозчик и на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение (п. 3 ст. 5 Федерального закона № 67-ФЗ).

В этом случае пострадавший направляет претензию на имя перевозчика с требованием компенсации за причиненный вред. Если требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то пострадавший обращается в суд за защитой своих прав. Соответствующий иск предъявляется в суд по месту жительства или пребывания пострадавшего, или по месту заключения и исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства ответчика.

Анна ГЕЮШОВА, помощник Дальневосточного транспортного прокурора по организационным вопросам и контролю исполнения

Возврат к списку