Антимонопольная служба, являясь контрольным органом в сфере закупок, помимо проверок в отношении государственных и муниципальных заказчиков проводит внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов - участников закупок, кандидатов на включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Обращения о включении участников в реестр недобросовестных поставщиков поступают в антимонопольную службу от заказчиков всех уровней (федеральных, краевых, муниципальных) при уклонении участников закупок от подписания контракта либо при расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) государственных или муниципальных контрактов.
За 2023 год в Хабаровское УФАС России поступило 530 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков, уклоняющихся от заключения государственного (муниципального) контракта либо ненадлежащим образом исполняющих обязательства по заключенным контрактам. В 177 случаях Хабаровским УФАС России информация включена в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) предусмотрен статьей 104 Закона о контрактной системе и представляет собой размещенный на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок список лиц, внесенных туда Федеральной антимонопольной службой.
Оснований для включения в РНП всего два:
1) расторжение контракта по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактами;
2) уклонение от заключения контракта.
При этом в первом случае причиной для обращения и для включения в РНП могут послужить:
- односторонний отказ от исполнения контракта заказчиком в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта;
- решение суда о расторжении контракта также в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта;
- решение поставщика о расторжении контракта.
До 2022 года в случае принятия поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта информация о таком поставщике не включалась в реестр недобросовестных поставщиков, потому что подобное основание для включения не было предусмотрено статьей 104 Закона о контрактной системе (Заказчику надо было сначала обращаться в суд, отменять решение поставщика об одностороннем отказе, принимать свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта), то теперь информация о поставщике может быть включена в реестр даже в случае, когда контракт расторгнут им.
Поэтому, принимая подобное решение, поставщик должен быть уверен, что сможет доказать существенное нарушение условий контракта заказчиком, невозможность исполнения контракта. В ином случае информация о поставщике будет включена в РНП. Когда же участник закупки признается уклонившимся от заключения контракта:
- неподписание или несвоевременное подписание контракта;
- неисполнение требований о предоставлении обеспечения исполнения контракта;
- неисполнение требований о предоставлении информации и документов, предоставление которых предусмотрено ст. 37 Закона о контрактной системе (антидемпинговые меры).
Хотелось бы напомнить, что с 2022 года любой участник закупки, если его заявка признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, обязан подписать контракт. При этом не имеет значения, подавал он ценовые предложения или нет. Уже нельзя как раньше подать заявку и забыть про закупку, оправдываясь тем, что ценовые предложения не подавались. Если после подачи заявки участник поймет, что закупка ему не интересна, то заявку надо отозвать, иначе он рискует попасть в РНП. Аналогично, даже в случае уклонения от заключения контракта победителя остальные участники обязаны подписать контракт, а не вправе, как это было раньше. К сожалению, до настоящего времени не все участники закупок изменили свой подход к подаче заявок и подобных обращений поступает к нам достаточно много.
У участника закупки должно быть четкое понимание, что, подавая заявку на участие в закупке, он становится стороной в правоотношениях, связанных с расходованием бюджетных средств, в связи с чем от него требуется особая внимательность и осмотрительность.
Помимо Закона о контрактной системе деятельность антимонопольных органов по ведению реестра недобросовестных поставщиков регулируется постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 Nº 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Порядок). Указанным Порядком четко урегулированы случаи, при которых в реестр недобросовестных поставщиков информацию об участниках закупок мы не включаем. Например, причины для непризнания участника уклонившимся от заключения контракта:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством РФ требования:
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера) таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Для случаев принятия решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрены следующее случаи невключения информации об Обществе в РНП:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Для случаев принятия решения поставщиком об одностороннем отказе от исполнения контракта установлено, что информация не включается в РНП, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Включение в РНП - серьезная санкция, в результате применения которой хозяйствующий субъект лишается права участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд, при этом подлежит такому включению не только само юридическое лицо, но и его учредители, и руководитель. Указанная санкция применяется антимонопольным органом только в тех случаях, когда представленными документами и ведениями подтверждается недобросовестное поведение участника закупки. Исходя из практики Хабаровского УФАС России, к основным причинам, по которым мы не включаем в РНП по обращениям в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, относятся:
1) надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
И если по второму пункту у антимонопольного органа вопросы возникают больше к заказчику, когда, например, заказчик отказывается принять товар, даже не вскрыв упаковку, только на основании этикеток на коробках.
По первому пункту доказать невозможность исполнения контракта может только поставщик, предоставив в комиссию Хабаровского УФАС России документы, подтверждающие принятие всех необходимых мер, направленных на исполнение контракта, а также доказательства невозможности исполнения. Особое внимание участвующих хотелось бы обратить на то, какие ошибки наиболее часто совершают участники закупки (поставщики), следствием которых является включение в РНП.
Как уже было сказано выше, необходимо контролировать все закупки, в которых вы принимаете участие, и соответственно даты подписания контрактов. Случается, что уведомления о том, что заказчиком Вам направлен на подпись контракт, по технической причине площадкой не направляются или уходят в «спам», однако это не освобождает участника от ответственности за неподписание контракта. Следующее, что стоит отметить, это то, что не стоит откладывать подписание контракта и внесение обеспечения контракта на последний день, антимонопольный орган совершенно не хочет лишить участников этого последнего дня, но необходимо учитывать, что в этот день может случиться все что угодно: от элементарной забывчивости или болезни ответственного сотрудника до действительно каких-то чрезвычайных ситуаций. При этом участник не только лишится возможности заключить контракт, но и столкнется с риском включения его в РНП.
Антимонопольный орган не вправе вернуть контракт на подписание уклонившимся участником. Это можно осуществить только путем выдачи предписания, таких оснований для у антимонопольного органа крайне мало: нарушения заказчиком, допущенные при подписании контракта и признании участника уклонившимся.
Поэтому в указанном случае направление в антимонопольный орган ходатайств, обращений, жалоб с требованием о возвращении контракта на подпись лишено смысла.
Возможность подписать контракт предоставляется участнику закупки однократно, поэтому, если при подписании контракта приложены не те документы либо вообще не приложены документы, исправить эту ситуацию уже невозможно: документы, направленные по электронной почте, заказчиком рассмотрены быть не могут.
Если же все-таки это случилось, то в целях невключения в РНП участнику необходимо собрать и предоставить в антимонопольный орган доказательства всех тех обстоятельств, которые явились причиной нарушения порядка заключения контракта.
Также участнику необходимо иметь в виду, что если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, медицинские изделия, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентовниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым ценам, сумме цен единиц товара. Исходя из сложившейся судебной практики, подобным обоснованием не является собственное гарантийное письмо.
Если же говорить о случаях обращений о включении в РНП в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, пожалуй, самой главной ошибкой является невнимательное изучение извещения о закупке.
Недостатки технического задания - противоречивые характеристики, когда, например, описание объекта закупки противоречит ГОСТу и в то же время имеется ссылка на ГОСТ. Отсутствие какой-либо информации, которая необходима для полного понимания самих работ и их объема, должны стать поводом для направления запроса на разъяснения положений документации, обращения с жалобой в антимонопольную службу или отказа от участия в закупке.
Зачастую на практике возникают ситуации отсутствия необходимых документов для исполнения контракта (планы, проектные решения и пр.). Вопрос о том, имеются ли они вообще, и если имеются, то когда будут предоставлены заказчиком, также необходимо решить на этапе участия в закупке, при том не путем телефонных звонков заказчику, а именно путем запроса разъяснений положений документации.
По общему правилу, о перспективах дальнейшего попадания в РНП на этапе заключения, исполнения контракта мало кто задумывается, в связи с чем многочисленные проблемы, возникающие у хозяйствующих субъектов на этапе исполнения контракта, сторонами никак не фиксируются - в лучшем случае имеется протокол совещания с заказчиком, на котором обсуждались отдельные вопросы.
Поэтому главная задача предпринимателя - все возникающие проблемы (допуск на объекты, просрочка исполнения заказчиком встречных обязательств, недостатки проектной документации и т.д.) документально фиксировать путем составления соответствующих актов, претензий, иных документов с незамедлительным информированием руководства заказчика о возникающих проблемах.
Одной из наиболее частых ошибок предпринимателей на этапе исполнения контракта является попытка решить проблемы путем телефонных переговоров. Если получилось - хорошо, однако необходимо учитывать, что если это не сработало, то на этапе рассмотрения обращения заказчика о включении участника закупки в РНП телефонные переговоры доказательством в рамках рассмотрения дела не являются.
С прошлого года, в связи с многочисленными вводимыми санкциями, участникам необходимо предоставить информацию о способе исполнения контракта перед участием в закупке, о факте изучения рынка на предмет наличия необходимого товара и его стоимости, о наличии договоренности с производителями, официальными дистрибьюторами и иными лицами о поставке необходимого товара. Такая информация может свидетельствовать в пользу поставщика и говорить о том, что он серьезно отнесся к участию в закупке и имел намерение исполнить контракт.
Также о намерении исполнить контракт говорят письменные обращения к иным производителям и поставщикам в случае возникновения проблем с поставкой у заранее определенного производителя (поставщика).
В случае если невозможность исполнения участником контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в РНП явилось следствием введения санкций, поставщику необходимо представить информацию и документы, подтверждающие, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким доказательствам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
Необходимо помнить, что сама по себе информация в СМИ о том, что тот или иной производитель иностранного товара отказался ввозить свою продукцию в Россию, не подтверждает невозможность исполнения контракта.
Кроме того, Комиссия Хабаровского УФАС России зачастую сама проверяет отсутствие товара на рынке путем обращения к открытым источникам.
Так, в ходе рассмотрения обращения о включении в РНП хозяйствующего субъекта, заключившего государственный контракт на поставку корма собачьего в рамках ГОЗ, Комиссией Хабаровского УФАС России было установлено, что, несмотря на все заверения поставщика в ходе рассмотрения дела о невозможности поставки по причине ухода производителя с рынка Российской Федерации, необходимый заказчику корм продается практически во всех интернет-магазинах в достаточно большомколичестве.
По итогам рассмотрения указанного дела информация об Обществе внесена Хабаровским УФАС России в РНП. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от августа 2023 года решение Хабаровского УФАС России оставлено в силе.
При этом в вопросе рассмотрения обращений о включении в РНП не бывает типовых ситуаций, все подобные обращения рассматриваются Хабаровским УФАС России исключительно на коллегиальной основе и полностью исходя из всех материалов дела, изучаются все представленные сторонами (заказчиком и участником закупки) документы, заслушиваются пояснения сторон.
Необходимо помнить, что исходя из требований закона срок рассмотрения подобных обращений - 5 рабочих дней. Этот срок не подлежит продлению, обжалование решения заказчика об одностороннем отказе в судебном порядке (если судом не были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения заказчика) не является основанием для отложения либо приостановления рассмотрения дела в антимонопольном органе. После на заседание комиссии необходимо предоставлять все имеющиеся документы, особенно - исполнение контракта. Только при таких обстоятельствах антимонопольный орган сможет вынести всестороннее и взвешенное решение. Будьте внимательны, осмотрительны и осторожны при участии в закупках, желаем всем участникам закупок не попадать в антимонопольный орган на рассмотрение.
Анастасия МИХАЙЛОВА, начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, телефон:(4212) 30-68-93, е-mail: to27-mihailova@fas.gov.ru